Фундаменталистские православные движения в России
- Фундаментализм
- 30.Май ‘20
- 5
- 3263
- 0
Сам термин «фундаментализм» появился в начале XX века в США и относился к специфическим протестантским группам. Во второй половине века этот термин крепко спаялся со словом «исламский», и стал обозначать террористические исламистские течения. Сейчас все чаще стали говорить о феномене «православного фундаментализма», подразумевая под этим идеологию и/или группы, утверждающие примат религиозного над светским, часто придерживающиеся крайних политических взглядов (от монархизма до нацизма) и притворяющими в жизнь принцип о том, что «добро должно быть с кулаками». Как в случае ислама, так и в отношении православия, использовать термин «фундаментализм» в его изначальном смысле не вполне корректно, однако эти словосочетания уже широко употребляются. В нашем обзоре мы использует слово «фундаментализм» не в качестве ругательства, а в качестве общего термина, позволяющего описать сходные общественные явления.
Первый пик развития фундаменталистского движения в России пришелся на конец 80-х, начало 90-х, когда после 70 лет атеизма в политику и общественную жизнь пришло много групп с (около)православной программой. Из этого времени можно вспомнить общество «Память», «Русское национальное единство», «Союз православных братств», «Союз православных хоругвеносцев». «Память» и отпочковавшаяся от нее «РНЕ» занимались преимущественно национальной и политической повесткой. Самой яркой группой на религиозном фронте стали хоругвеносцы, запомнившиеся большим перечнем акционистских выходок. Несмотря на сопротивление некоторых представителей РПЦ, монархические группы помогли добиться канонизации императора Николая и царской семьи, что, с одной стороны, удовлетворило амбиции православных монархистов, с другой – сделала их более лояльными руководству церкви.
Также православный фундаментализм оставался в виде небольших объединений верующих, а также печатных и сетевых изданий, таких как «Русь Державная» и «Благодатный огонь». Оставался он также в виде клубов белогвардейцев, монархистов и казаков, похожих больше на сборища ролевиков-толкинистов.
На настоящий момент фундаменталистские православные движения можно объединить в три группы: условно-церковные, монархические, националистические и конспирологические.
Подробно об этих движениях читайте в нашей аналитической статье, прикрепленной ниже.
Скачать в формате PDF
Комментарии (0)