«Абхазский разворот» — эксклюзивный комментарий иеродиакона Давида Сарсания для РС

  • 06.Мар ‘25
  • 0
  • 194
  • 0
Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Публичное покаяние наместника Ново-Афонского монастыря иеродиакона Давида Сарсания перед иереем Виссарионом Аплиаа, состоявшееся в это Прощеное воскресенье, не осталось незамеченным в религиозном сегменте Телеграм.

2 марта 2025 года, в Сухумском кафедральном соборе иерод. Давид попросил прощения у иерея Виссариона и у верующих Абхазии за участие в разделении православной общины страны. Напомним, что в 2011 году иерод. Давид участвовал в «церковно-народном собрании», в результате которого часть местного духовенства и верующих отделились от Абхазской православной церкви (АПЦ) и образовала независимую Священную митрополию Абхазии (СМА), центром которой стал Ново-Афонский монастырь.

Объясняя свой поступок в Прощеное воскресение, иерод. Давид сказал:

«Я стал задумываться о том, что мы делаем что-то неправильное. [… ] Так случилось, что в священных стенах Ново-Афонского монастыря произошло разделение. Мы виноваты в этом разделении. И я перед вами стою, я — один из тех, кто поддержал это разделение. […] Я хочу, и прошу Господа остановить это разделение».

После формирования абхазского церковного двоевластия, в каждой из двух групп абхазского духовенства наметились определённые нюансы в видении будущего абхазского православия: в АПЦ считали предпочтительной идею восстановления единства с Московской патриархией, в СМА — идею абхазской церковной независимости.

Как сообщал ранее духовный лидер АПЦ иерей Виссарион Аплиаа НГ-Религии,патриарх Кирилл отказывал ему в просьбе принять под свой омофор Абхазию именно ввиду разделения абхазского духовенства на две враждующие группы. Теперь иерод. Давид вышел из состава СМА и, тем самым, с точки зрения РПЦ, всё абхазское духовенство объединилось и готово к потенциальным переговорам с Москвой (председатель СМА Дорофей Дбар был лишён сана в РПЦ в 2023 году и, с точки зрения Московского Патриархата, с тех пор является не священнослужителем, а простым монахом; хотя Гуменисская митрополия Элладской Православной Церкви сохраняет за ним сан архимандрита).

По словам иеродиакона Давида, о необходимости примирения между двумя частями абхазского духовенства он задумался уже давно, и решение о личном примирении с иереем Виссарионом принял в конце января.

Как сообщил иерод. Давид, председатель СМА архим. Дорофей Дбар пока не поддержал его решения, поэтому он вышел из состава СМА в личном порядке и снял с себя обязанности эконома и заместителя председателя СМА. Отец Давид на данный момент продолжает совершать уставные богослужения без священника в Ново-Афонском монастыре.

По словам священнослужителя, церковно-народное собрание в 2011 году в Ново-Афонском монастыре было трагической ошибкой:

«Этот проект изначально был нацелен на восстановление канонического церковного строя в Абхазии. Но главным условием осуществления этого замысла был созыв межправославного совещания по вопросу Абхазии. Поскольку оно не было созвано, проект «Священной Митрополии» утратил всякий смысл. Никаких перспектив больше перед ним нет».

Конфликт между АПЦ и СМА, как признаёт отец Давид, до сих пор тормозил развитие православия в стране:

«После тридцати с лишним лет такого существования, православие в Абхазии — уже на грани исчезновения. Православная Церковь — практически никак не проявляет себя в абхазском обществе. Абхазское общество постепенно становится индифферентным к христианству и к вере».

В то же время, по мнению отца Давида, объединение всего местного духовенства и роспуск Священной Митрополии Абхазии может помочь решить абхазский церковный вопрос с помощью Русской православной церкви.

«Без единства Абхазия не выживет, это наша данность. Иначе мы так и будем уничтожать сами себя», — подчёркивает священнослужитель.

Поскольку примирение иерод. Давида Сарсания и свящ. Виссариона Аплиаа стало неожиданностью для многих, ряд комментаторов стали выстраивать конспирологические версии изменений религиозной обстановки в Абхазии.

Первая — якобы дело исключительно в материальных вопросах, на отца Давида было оказано «беспрецедентное давление», и наместника «заставили» отказаться от монастыря, поскольку Новый Афон — солидный объект недвижимости на берегу Чёрного моря. Отказаться вынудили то ли в пользу Абхазской православной церкви, то ли напрямую РПЦ, которая, как считается многими в Абхазии, покровительствует отцу Виссариону. Известно, что против превращения монастыря в коммерческий паломнический комплекс неоднократно выступал сам отец Давид; по версии отдельных комментаторов, то ли силовики, то ли коммерсанты его наконец «сломали».

Вторая версия в том, что поступок иерод. Давида — «политический», к тому же привязанный не к Прощёному воскресенью, а к только что завершившимся в Абхазии президентским выборам. Якобы в ситуации победы «промосковского» кандидата Бадры Гунба и прогрессирующей интеграции Абхазии и России, отец Давид реализует некий заранее намеченный план по созданию Абхазской епархии в рамках Московского Патриархата, и с этой целью вынужденно объединяется со своим прежним противником — иереем Виссарионом. В беседе с РС иерод. Давид отверг обе версии и подтвердил, что основная цель его действий — это «мир и отсутствие зла между людьми«, «единство народа Абхазии» и желание возродить монашескую жизнь в Ново-Афонском монастыре (на настоящий момент в монастыре всего два монаха; тогда как до революции число братии достигало 800 человек).

_____________________________

Материал подготовлен Анастасией Коскелло, автором канала «Черное и белое».

Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Комментарии (0)

Добавить комментарий