АНАСТАСИЕВЦЫ — САМАЯ УСПЕШНАЯ «СЕКТА» РОССИИ

  • Россия
  • 14.Сен ‘19
  • 3.46
  • 18886
  • 3
Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Анастасиевцы (они же Звенящие кедры России, они же ЗКР, они же культ и/или движение Анастасии, они же Владимирский фонд поддержки культуры и творчества «Анастасия», наконец они же ООО «Мегре») — наверное самое успешное новое религиозное движение на территории постсоветской России. Любопытным образом, в отличие от многих подобных движений начала 90-ых (Белого братства или Церкви Последнего Завета) данное движение появилось без какого-либо религиозного лидера (и до сих пор его в строгом смысле слова не имеет). Также у данного движения, а это именно общественное движение, нет не только единого духовного лидера, но и единой структуры.

Датой основания движения можно признать выход первой книги из серии «Звенящие кедры России» под названием «Анастасия» в 1996 году за авторством Владимира Мегре (по свидетельству А. Л. Дворкина это фамилия его первой жены).

Однако, данные Дворкина в целом можно поставить под сомнение, так как сам Мегре в ряде интервью и выступлений отвергал данный тезис. В любом случае изначальная его фамилия не столь эстетична — Пузаков. Талант Пузакова как писателя, выходца из Чернигова (Украина), проявился в полной мере после 1996 года, когда вслед за «Анастасией» вышли еще 9 книг. В 1999 году Мегре открывает сайт с очень неплохим доменом — «anastasia.ru», а также учреждает Владимирский фонд культуры и поддержки творчества «Анастасия» в городе Владимире. Данные ресурсы были сделаны в качестве попытки координации действий рядовых членов движения (в частности была предпринята попытка переписи всех т.н. «родовых поместий» и «поселений» анастасиевцев).

Попытка организации контроля за членами движения имела определенный успех, однако, уже в начале 2010-ых годах и сам Мегре и рядовые члены общин начинают говорить о «разброде и шатаниях» в движении. Появляется огромное количество незарегистрированных (в том числе во внутренних списках Владимирского фонда) общин и поселений. Социолог Симон Кордонский в 2016 году насчитал более 50 незарегистрированных поселений только в Московской области, в среднем по 100 человек в каждом. Руководитель анастасиевского поселения «Карельское Залесие» Вадим Карабинский во многих своих выступлениях неоднократно заявлял о том, что с начала 2010-ых годов в движение приходят люди, и их уже большинство, которые не только не читали книг Владимира Мегре, но и в прямом смысле слова используют религиозные мотивы и участие в деятельности Владимирского фонда в качестве ширмы для ведения сельхоз бизнеса, пользуются лазейками в Федеральном законе о личных подсобных хозяйствах (де-факто уходят от налогов на добавленную стоимость), самозахватывают землю, а также присваивают выморочное имущество давно погибших российских деревень.

Сам Мегре в одном из последних своих выступлений в 2018 году говорил о примерно 600 зарегистрированных в списках фонда поселений, в среднем по 50-100 человек в каждом (3000-6000 человек), однако, общее количество поселений в силу отсутствия статистики просто невозможно подсчитать, как и количество последователей в них проживающих.

Владимир Мегре

Современные анастасиевцы не блещут религиозной разборчивостью. Еще в 2016 году этнографы А. Г. и И. А. Селезневы отмечали, что анастасиевцы участвуют в религиозных мероприятиях виссарионитов, посещают их храмы и выполняют некоторые их религиозные предписания (в частности, в области питания). Литовский исследователь Раса Пранскевичюте спустя год отмечала сотрудничество литовских анастасиевцев и языческих нью-эйдж движений современной Северной Европы.

Итак, на данный момент анастасиевцы не только децентрализованы, но и синкретичны в области вероучения, что дает им возможности широкого сотрудничества с другими новыми религиозными движениями, а также позволяет адаптироваться практически к любым политическим условиям.

О приспособленчестве анастасиевцев можно слагать легенды. После неудачной попытки группы последователей идей Мегре из Коврова (под названием «Объединение — Пространство Любви») в 2008 году зарегистрировать движение как религиозную организацию, представители движения полностью ушли от этой идеи и перестали позиционировать себя в религиозном ключе в принципе.

Пример последователям еще в далеком 2001 году подал сам автор книг о волшебной даме из леса. Как только книги Мегре-Пузакова сначала подверглись критике со стороны известных российских религиоведов, а затем начались судебные тяжбы об авторских правах с Ольгой Стуковой он просто-напросто заявил, что «Анастасия» — самостоятельный художественный образ, «имеющий эмоционально иносказательный смысл».

Это впрочем не помешало Мегре в последующих книгах смешать всё, что только можно было смешать — Анастасию и рождение у нее тайного ребенка от соития с самим Пузаковым, летающие тарелки и инопланетные расы, секреты древних жрецов-друидов, ясновидение, телепатию, нарушение законов физики, телепортацию с помощью финской бани, расу ведруссов и даже альтернативную историю и хронологию.

Как и большинство новых религиозных движений России, анастасиевцы крайне аполитичны (на низовом уровне), но вместе с тем представители верхушки движения пользуются всеми возможными способами проникнуть в «коридоры» отечественной власти и заявить о себе. В частности, в 2006 году Владимир Мегре выпустил официальное обращение к членам движения о поддержке партии «Единая Россия».

В дальнейшем влияние Мегре на политическую арену современной России становилось все сильнее. По всей видимости именно с его подачи в апреле 2013 года депутаты Госдумы от ЛДПР во главе с вице-спикером Госдумы Игорем Лебедевым внесли на рассмотрение проект закона № 269542-6 «О родовых усадьбах» и взаимосвязанный с ним законопроект № 269545-6 о внесении изменений в действующие законы. В то же время белгородский губернатор Евгений Савченко указывал, что «значительная часть сельских территорий России может возрождаться в настоящее время только за счёт родовых поместий» и предлагал Президенту Владимиру Путину поддержать законопроект о родовых усадьбах. В декабре 2015 года законопроект № 269542-6 все-таки был отклонён, а в январе 2016 года снят с рассмотрения. Конечно говорить о прямом лоббировании Владимиром Мегре-Пузаковым своих идей в высших эшелонах законодательной и исполнительной власти нет достаточных оснований, однако, сам факт того, что идеи транслируемые им доходят до столь высоких чинов говорит о многом.

Под конец стоит добавить, что несмотря на схожесть идей анастасиевцев о выделении одного гектара каждому гражданину России под «родовое поместье» и введении закона о дальневосточном гектаре для переселенцев, причинно-следственную связь одного с другим установить пока не удается.

Впрочем и без этого движение поклонников волшебной лесной женщины достигло больших успехов в деле заселения пустующих необъятных просторов России.

Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Комментарии (3)

Добавить комментарий
  • И

    Автор гасится однако.

    Ответить
  • юлик

    Хорошее движение.Оно распространяется по всему миру.

    Ответить
  • Дмитрий

    Опаснейшая секта, под видом блага несущая хаос и разрушение рядовым членам, а руководству — деньги и власть за счёт продажи земли под поместья, «волшебного» кедрового масла, туров в дольмены — и всё это по грабительским ценам.
    Что любопытно — мало кто обращает внимание, что «портрет» т.н. Анастасии на обложке — компьютерная графика, отчего она производит впечатление мёртвой и безэмоциональной.

    Ответить
  • Больше коммертиниев (5)