Баптисты в Советском Союзе: середина XX века
- баптисты
- 30.Янв ‘20
- 4.5
- 1991
- 0
Баптистские и Евангельские церкви в начале Великой отечественной войны
Накануне Великой отечественной войны в СССР не существовало зарегистрированных организаций баптистов и Евангельских христиан. Большинство руководителей церквей пострадали от репрессий, были убиты или находились в лагерях. Общины собирались подпольно в частных домах и не афишировали свою деятельность.
Законодательство СССР никак не учитывало религиозные взгляды при призыве в армию, поэтому в 1941 году молодые люди из таких подпольных групп отправлялись на войну на общих основаниях. Среди верующих не было единства по вопросу участия в боевых действиях. Были как те, кто добровольно уходили на фронт, например, Василий Логвиненко, который впоследствии стал председателем Союза ЕХБ та к и те, кто отказался от службы и попал в лагеря.
Считается, что с началом Великой отечественной войны произошел небольшой религиозный подъем, а дальнейшие события стали спасением для церквей от полного исчезновения. Для этого было несколько причин.
Во-первых, Государственная пропаганда атеизма в эти годы ослабла, поскольку ее силы были брошены на другие, более актуальные проблемы.
Во-вторых, для верующих появилась возможность показать свою лояльность советской власти.
При оккупационном правительстве не поддерживались протестантские организации. Против них не велось целенаправленной работы, однако, возможно, это был вопрос времени. Неизвестны случаи прямого сотрудничества протестантских пресвитеров с оккупационной властью. При этом в рапортах о проблемах оккупированных территорий не раз сообщалось о проблемах, которые создают верующие. Например, в 1942 году в Клинцовском округе, находящимся в зоне оккупации, местная община евангельских христиан саботировала сельскохозяйственные работы на колхозном поле.
В мае 1942 года действующими на тот момент лидерами евангельских и баптистских общин было написано воззвание к верующим, чтобы они молились за победу над фашистской Германией и активно участвовали в народном деле освобождения Родины.
В-третьих, оказалось, что существование баптистских и евангельских церквей в Советском союзе может помочь в дипломатических вопросах.
В 1942 был создан Временный Совет евангельских христиан и баптистов. О деятельности этой организации написано мало, сохранились не все документы. Однако известно, что одним из первых действий, которое совершила эта организация — это установление общения с верующими из Великобритании и США. Вероятно, организация была создана с целью повышения имиджа страны в глазах тогда еще потенциальных союзников в войне. Временный союз занимался также подготовкой Всесоюзного совещания, которое произошло в 1944 году и открыто новую страницу в истории русских протестантов.
Всесоюзный совет Евангельских христиан-баптистов был учрежден в 1944 году. Казалось бы, неужели в это время в Советском Союзе не было других дел, более важных, чем создание официальной и частично подконтрольной власти организации новых протестантов?
ВСЕХБ: все под контролем
Во время репрессий 30-х годов были уничтожены существовавшие ранее официальные организации евангельских верующих, но в стране оставалось большое количество бывших прихожан и неофициальных церквей, на существование которых невозможно было закрывать глаза. Для власти этот был шаг из категории “Не можешь отменить — возглавь”.
Изначально в Совет входили евангельские и баптистские церкви, учение которых различалось не сильно и раздел между ними было скорее политическим. Церкви объединились, “предав забвению все разногласия в прошлом”. Причем, если до 1945 года организация называлась советом “Евангельских христиан и баптистов”, то после название стало таким, будто первые и вторые представляют собой единое учение. Чуть позже к организации присоединились и церкви пятидесятников, у которых с баптистскими церквями есть важные богословские разногласия, однако, ради официальной принадлежности к Совету отказались от некоторых практик (например, глоссолалии и омовения ног перед службой). Часть церквей проигнорировала Совет. Для них это означало невозможность строить общинные дома, публиковать что-либо и подразумевало возможные преследования для прихожан. Такие церкви назывались “нерегистрируемыми”, некоторые из них существуют в этом статусе до сих пор.
С момента создания организации и до 1966 года в ней не было никакого официально установленного учения. Регламентировались только административные вопросы, касавшиеся управления общин. В частности, вводилась должность областных старших пресвитеров, которые должны были рассматривать внутренние вопросы подконтрольных ВСЕХБ церквей. Это означало, что отдельные церковные общины фактически лишались самостоятельности.
Также до 1960-х годов организация не проводила съездов делегатов поместных общин. Эти съезды традиционно являются высшим руководящим органом организаций баптистов и Евангельских христиан. До этого времени организацией руководил Президиум из восьми человек, избираемых в Москве. То есть, большинство церквей не могло повлиять на выбор руководства. Официальный орган совета — журнал “Братский вестник” – публиковался в Москве должен был стать голосом Президиума. Он публиковал весь спектр актуальных материалов: официальные документы, письма верующих, новости общин, образовательные материалы. Это не было многоголосием разных точек зрения, но создавало ощущение того, что каждый верующий может высказаться так, чтобы другие его услышали.
Состоявшие в организации церкви могли вести свою деятельность официально: были зарегистрированы в Совете по делам религий. При этом со стороны властей существовал жесткий контроль деятельности, например, запрет посещать собрания детям.
Комментарии (0)