Дамир Мухетдинов о перспективах диалога православия и ислама

  • Россия
  • 31.Мар ‘21
  • 0
  • 445
  • 0
Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Общественно-политические события последних лет, включая провозглашение автокефальной Православной церкви Украины, привели к тому, что круг важных и весомых союзников Русской Православной церкви среди религиозных институций по ключевым, проблемным вопросам жизнеустройства значительно сузился и продолжает сужаться.

Но жизнь устроена так, что в одиночку не выжить никому, а грядущий постковидный мир готовит еще немало вызовов для традиционных ценностей и наших религий. 

Активный диалог РПЦ с саудовскими богословами мне лично кажется верхом лукавства: еще и сегодня ряд деятелей, позиционирующих себя как «исламоведы от РПЦ», шельмуют и поливают грязью всё связанное с Саудовской Аравией как «ваххабитское», приравнивая сам этот термин к терроризму.
То есть глубокого, научного понимания (не говоря уже о богословском осмыслении) саудовского ваххабизма в нашей стране практически нет.
Именно под влиянием СМИ, некоторые из которых пытаются позиционировать себя как «процерковные», тема ваххабизма была табуирована для ученых и общественников.
Все это привело к возникновению целого ряда коммуникативных барьеров, преодолеть которые пока не удалось.
Очевидно, что это крайне осложнит потенциальный диалог Патриарха с верховным муфтием Королевства, с главой Лиги исламского мира, с имамами Мекки и Медины.

А формальный диалог не позволит решать стратегические задачи.

Я всё-таки думаю, что диалог с исламом со стороны РПЦ должен преследовать намного более глобальную цель [а не локальные задачи, как, например, открытие храмов в арабских странах — РС].
Мы должны размышлять о том, какой же будет роль религиозных институтов в новом постковидном мире.

Конструктивные подходы начинаются с того, что в качестве партнера по диалогу [между православием и исламом в России — РС] выбирается не бутафорная, а реально действующая институция, достигшая значимых успехов в столь непростом вопросе, как межрелигиозный богословский диалог.

При этом, прежде чем начинать серьезный разговор, важно понять, что каждая сторона будет отстаивать свои позиции.

Но результатом этого сложного процесса может стать консенсус в ключевых для нашего общества вопросах, а это намного важнее, чем чьи-то личные эмоции. 

Каждая сторона в ходе такого рода общения могла бы сделать очень важные, хотя и чисто символические шаги навстречу партнеру. 

Скажем, российские мусульмане были бы безмерно воодушевлены, если бы патриарх Кирилл публично заявил о своей позиции по 10-15 мечетям, отобранным в советскую эпоху и не возвращенным мусульманам до сих пор – в нарушение федерального закона − по бюрократическим причинам.


Или другой пример: огромный авторитет в мусульманской среде приобретет любой церковный иерарх, который положительно выскажется по вопросу строительства мечетей в Москве. 

В нашей стране влияние Патриарха огромно.

 Если Экспертный совет по взаимодействию с исламом готов отказаться от прежних фобий и представит Патриарху совершенно новую стратегию взаимодействия с мусульманским миром, прежде всего в самой Российской Федерации и странах СНГ, мы можем смело предсказать, что патриарх Кирилл станет мегафигурой не только в глазах православных верующих, но и всех мусульман в наших странах.

Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Комментарии (0)

Добавить комментарий