ДУМ Чечни объявило Фетхуллаха Гюлена «истинным патриотом турецкого народа»
- Турция
- 29.Дек ‘21
- 5
- 2697
- 0
22 декабря 2021 года в Грозном состоялось расширенное совещание мусульманского духовенства Чечни, на котором была принята резолюция, целиком и полностью посвященная критике президента Турции Реджепа Эрдогана. Поводом для столь экстраординарного собрания стал конфликт между Грозным и Анкарой по поводу торжественного открытия парка им. Джохара Дудаева в небольшом турецком городе Кёрфез (население 165 тыс. человек) провинции Коджаэли.
Напомним, что фигура первого президента самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия Джохара Дудаева (1944–1996) в современной России, а вместе с ней и в Чечне, считается олицетворением сепаратизма, а в Грозном его политику рассматривают исключительно в негативном ключе, считая Дудаева виновником развязывания Первой чеченской войны (1994-1996). К слову, в современной чеченской историографии Дудаева не признают в качестве первого президента республики: этим статусом наделен Ахмат Кадыров (1951–2004), возглавлявший Чечню в 2000–2004 гг., но при этом ставший муфтием Чечни 24 марта 1995 года как раз в период правления Дудаева.
После смерти Дудаева, ликвидированного в результате ракетного удара российских военных, его именем были названы улицы, аллеи, скверы, площади и установлены мемориальные доски во многих городах Восточной Европы (Украине, Эстонии, Литве, Латвии, Польше, Боснии и Герцоговине), а также и в Турции. В таком увековечивании его памяти значительную роль играла как оппозиционная чеченская диаспора, так и антироссийские политики в этих странах. И хотя это и вызывало вполне понятное возмущение и в Москве, и в Грозном, однако подобные действия никогда не приводили к каким-то дальнейшим действиям. К слову сказать, в Турции, где проживает крупная чеченская диаспора, состоящая в том числе и из тех, кто эмигрировал из России в первые десятилетия XXI века, в период, когда Чеченской Республикой управляли Ахмад и Рамзан Кадыровы, мемориализация памяти о Дудаеве была и ранее. Так, в 1996 году парк им. Дудаева был открыт в Стамбуле именно в то время, когда мэром города был сам Реджеп Эрдоган (он, кстати, его и открывал), в 2000-е годы были открыты аналогичные парки им. Дудаева в городах Дарыджа, Кайсери и Афьонкарахисар, а в столице Турции Анкаре таких парков существуют целых два.
21 декабря 2021 года глава Чечни Рамзан Кадыров обвинил президента Турции Реджепа Эрдогана в поддержке террористов, пригрозив увековечить в Грозном имя лидера Рабочей партии Курдистана Абдуллы Оджалана, приговоренного к пожизненному сроку в Турции как руководителя террористической организации.
Уже на следующий день в Грозном прошло собрание мусульманского духовенства из разных городов Чечни, на котором была принята резолюция с аналогичным осуждением Эрдогана, с призывом к президенту Турции определиться: либо он мусульманин, осуждающий терроризм, либо он человек, который героизирует и поддерживает террористов-исламистов. Более того, в ДУМ Чечни совместно с заявлением Рамзана Кадырова объявили, что могут рассматривать Оджалана «узником совести», но при этом пошли еще дальше, назвав Фетхуллаха Гюлена, лидера оппозиционного движения «Хизмет», «истинным патриотом турецкого народа». В самой Турции Гюлена считают террористом №1, а его организацию именуют «Террористической организацией фетхуллахистов» (Fethullahçı Terör Örgütü, сокращенно – FETO), обвиняя ее членов в подготовке неудавшегося государственного переворота в июле 2016 года. Следует добавить, что в России несколько переводов книг Гюлена официально признаны экстремистскими материалами.
«Когда Вы жаловались всем подряд на Гюлена, объявляя его главным вдохновителем сорвавшегося июльского путча, и требовали его выдачи у США и рассылали во многие страны письма с предупреждениями о зловредной сущности гюленитов и предлагали немедленно закрыть все подконтрольные им учебные заведения, — обращаются участники съезда ДУМ Чечни к Эрдогану, — мы гюленитам даже не дали вести свою деятельность в Чеченской Республике, а Вы в это время приютили врагов нашего народа!».
Очевидно, в этом упреке есть определенный торг: в Турции не мемориализируют память о Дудаеве, а в Чечне не станут аналогично поступать с теми, кого в самой Турции считают террористами. Если касательно личности Оджалана в России нет вопросов (он не считается террористом, более того с 2016 года у Регионального правительства Курдистана есть свое легальное представительство в Москве), то вот движение Гюлена российские правоохранители воспринимает как однозначно экстремистское (оно считается частью запрещенной организацией «Нурджулар»). Отсюда и удивительно, что ДУМ Чечни неожиданно решило так комплиментарно отозваться о Гюлене.
МИД России в лице Марии Захаровой также интерпретировал открытие очередного парка им. Дудаева в Турции как недружественный шаг со стороны Турции, однако Кремль через пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова посчитал слова Кадырова «весьма эмоциональной реакцией», но высказал это без осуждения. Официальная Анкара никак не отреагировала на выпад со стороны Грозного. Но эта история уже не первая, когда глава Чечни, а вместе с ним и лояльное ему духовенство одного из субъектов РФ, выступает с открытой публичной критикой главы иностранного государства. Можно вспомнить, как в октябре 2020 года Рамзан Кадыров жестко критиковал президента Франции Эммануэля Макрона, называя его «врагом мусульман» за то, что он посчитал карикатуры на пророка Мухаммеда свободой слова. Правда, никаких последствий, в том числе и для российско-французских отношений, критика Рамзана Кадырова не возымела. Вероятно, что и сейчас на российско-турецкие отношения данные выпады со стороны Чеченской Республики не повлияют. До официального признания Гюлена в Чечне дело так и не дойдет. Ведь тогда придется объяснять уже российскому обществу, почему человек, чьи книги признаны в стране экстремистскими, вдруг стал знаковой фигурой в одном из субъектов РФ.
Комментарии (0)