Феномен Сергия Романова: аномалия XXI века или наоборот?

  • Россия
  • 14.Июн ‘21
  • 0
  • 326
  • 0
Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Две недели назад в «Moscow Daily News» была опубликована статья основателя «Батеньки»  Максима Мартемьянова «Сын века», в которой он задаётся вопросом о том, является ли феномен Сергия Романова в XXI веке некой аномалией или наоборот, он – «дитя своей эпохи» (ответ автора в заголовке). 

Популярность Романова Максим объясняет так же, как Фейербах объясняет возникновение религии в целом: человек стремится к максимально простому объяснению сложной реальности, поэтому вместо того, чтобы разбираться в хитросплетениях политики и экономики, ему проще поверить в мировой заговор, а вместо того, чтобы погружаться в биологию, проще поверить в стремление Билла Гейтса всех чипировать.

В общем и целом, с таким объяснением популярности Романова сложно не согласиться. Однако, Романов не только давал простые объяснения, но и доступные решения, ответ на вопрос «что мне со всем этим делать». Причём, и в объяснениях, и в ответах ему удавалось сочетать на первый взгляд несочетаемые вещи.

Во-первых, успешно пользовался плодами государственной информационной политики «Россия в кольце врагов». Аудитория, разделяющая этот взгляд на внешнеполитическую обстановку, уже была подготовлена к тому, чтобы воспринять ксенофобские и милитаристские взгляды Сергия. 

Во-вторых, схиигумен опирался на недовольство российским правительством, связанное, во-многом, с падающим уровнем жизни и ростом цен. Так же, как и в первом случае, он не был инициатором этого недовольства, но лишь воспользовался и без того происходящими в обществе процессами. 

И, наконец, в-третьих, к той агрессии по отношению к РПЦ, которую он транслировал на протяжении долгого времени, аудитория была подготовлена не зависящими от Сергия процессами.

Во внутрицерковном обществе давно представителей духовенства разрушали их образ как хранителей веры. Запрос на харизматичного, эпатажного и деятельного лидера был сформирован, и Сергию оставалось лишь занять этот пустующую нишу.   

Максим Мартемьянов завершает свою статью размышлениями о том, что Романову не повезло с эпохой, в которой он родился. Родись он на 200 лет раньше, говорит автор, и, возможно, после смерти он мог бы рассчитывать на канонизацию. 

Эээ, погодите!

Так является ли Сергий продуктом XXI века, или всё же место ему в веке XIX? И в каком XIX веке?
В духовность александровской эпохи или регулярное государство николаевской муштры он бы вряд ли вписался. 

Могли бы у него быть иные, чем теперь, отношения с государством и церковью, если бы он так же сыпал на них проклятиями и призывал на их головы небесные кары? Смог бы он привлечь на свою сторону интеллигенцию, просвещённое дворянство или духовенство? 

Скорее всего, ситуация оказалась бы весьма похожей на сегодняшнюю – он нашел бы некоторую поддержку в «глубинном народе», однако в скором времени (возможно, гораздо быстрее, чем нынче) попал в поле зрения как жандармов, так и церковной администрации и его деятельность была бы прекращена.

Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Комментарии (0)

Добавить комментарий