Грузинская Православная Церковь в условиях российско-грузинского кризиса
- Грузинская Православная Церковь
- 19.Авг ‘19
- 3.33
- 763
- 0
21 июня президент Грузии Саломе Зурабишвили заявила, что «православный союз» России и Грузии невозможен: «Как православный союз может существовать с той страной, которая является оккупантом, и речь не только о наших территориях, а также борется с религией, христианскими заповедями. Здесь нет ничего православного! Для России это привычный метод, когда религия используется для достижения политических целей!».
Чтобы в полной мере оценить заявление Г-жи президента, необходимо напомнить об общественно-политической роли Грузинской Православной Церкви в современной Грузии.
Грузинская Православная Церковь (ГПЦ) является одной из независимых (автокефальных) православных церквей, занимает шестое место в диптихах славянских церквей и девятое в диптихах древних восточных Патриархатов. Христианизирована в начале IV века. В 1811 году в связи с присоединением Грузии к России лишена независимости, став частью Русской Православной Церкви. В 1917 году ГПЦ пыталась отделиться от Русской Православной Церкви, но в итоге автокефалию получила в 1943 при непосредственном участии главного грузина страны Иосифа Сталина.
ГПЦ играет большую роль в общественно-государственной жизни Грузии. Статья 9 Конституции Грузии закрепляет «исключительную роль Грузинской православной церкви в истории Грузии». Еще несколько лет назад Патриарх ГПЦ Илья IIобладал наиболее высоким уровнем доверия и уважения среди населения Грузии. По результатам опроса за 2014 год, среди государственных, политических и общественных институтов в Грузии, наибольшим уровнем доверия обладает именно ГПЦ, ей доверяют 94 % опрошенных (на втором месте – армия, 93%; на третьем – СМИ, 84%; на четвертом – полиция, 82%).
Независимо от антироссийского политического курса, проводящегося в Грузии со времен Саакашвили, ГПЦ всегда сохраняла положительные отношения с РПЦ. Даже в период военного конфликта в Южной Осетии в 2008 году, Патриарх Илия не дистанцировался от Русской Православной Церкви. Как отметил в интервью сам Патриарх: «Когда были (да и сейчас остаются) натянуты отношения между государствами – Россией и Грузией, Русская Православная Церковь и Грузинская Православная Церковь сохранили братские отношения, и это был единственный связующий нас путь нашего общения».
Однако за последние несколько лет среди епископата ГПЦ все более и более отчетливо слышаться антироссийские и прозападные голоса. Реакция на украинскую автокефалию может послужить здесь лакмусовой бумажкой. 21 июля состоялось заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви по вопросу украинской автокефалии. Синод не смог прийти к решению вопроса о том, стоит ли поддержать данную инициативу или нет. Это свидетельствует о том, что к настоящему моменту внутри ГПЦ, традиционно лояльной политике РПЦ, возникли прозападные силы, дистанцирующиеся от влияния Москвы. Характерно, что после заседания Синода ГПЦ в СМИ выступил член Синода ГПЦ митрополит Чкондидский Петр (Цаава), заявивший, что «Украина не должна подчиняться первому иерарху страны-завоевателя». С аналогичным публичным заявлением выступил священник ГПЦ Илия Чигладзе. При этом следует отметить, что США выражает интерес в отношении высшего духовенства ГПЦ. В 2017 году состоялась встреча вице-президента США Майка Пенса с патриархом-католикосом Илией II. Также в 2017 году более половины членов Синода ГПЦ посетили США, где высказывались за переориентацию ГПЦ и Грузии на прозападный курс.
Тем самым можно прогнозировать, что церковные связи для разрешения нынешнего конфликта уже невозможно задействовать так, как в 2008 году. Со стороны России и руководства РПЦ следовало бы уделать больше внимания митрополиту Сенакскому и Чкороцкуйскому Шио (Муджири) – местоблюстителю Патриарха ГПЦ, сохраняющему теплые чувства к России.
Комментарии (0)