Халяль VS харам в Поволжье
- 15.Сен ‘20
- 5
- 833
- 0
Начавшееся после распада СССР религиозное возрождение в среде мусульман Поволжья происходило на фоне крупных социально-экономических потрясений, ударивших по жизни татарских деревень. Процессы необратимой урбанизации в постсоветский период, когда люди покидали села и деревни ради городской жизни, порой приводили к вымиранию деревень: оставшиеся жители − чаще всего люди преклонного возраста − естественным образом умирали, и деревня приходила в запустение. Последствия урбанизации наблюдаются по всей стране и, в частности, в Поволжье. Нельзя сказать, что это необратимый процесс, но очевидно, что урбанизация и массовый отток населения из деревни в город носят массовый характер.
Однако на фоне провинциальной разрухи выделяются крупные деревни в Поволжье, которые, вопреки сформировавшейся тенденции, развивались и процветали: демографические показатели увеличивались, внешнее убранство деревень и сел свидетельствовало о зажиточности населения, а современные реалии привели сельчан к размаху их бизнес-деятельности. Речь идет о ряде татарских сел в Пензенской области (Средняя Елюзань), Мордовии (Белозерье), Чувашии (Шыгырдан) и Самарской области (Алькино). Одной из причин такого развития деревень в постсоветский период считается влияние ислама.
Во-первых, в советское время в таких деревнях действовали одна или две мечети. Во-вторых, в постсоветский период происходил небывалый подъем религиозности населения, что отразилось и на демографических показателях, и на количестве мусульманских приходов. Некоторые считали, что экономическая стабильность обеспечивалась минимизацией случаев употребления алкоголя среди населения. Следуя предписаниям ислама, владельцы магазинов и заведений общепита полностью исключали из продажи алкоголь. Нередко инициатива исходила со стороны самих предпринимателей, которые, невзирая на убытки, соглашались с необходимостью полного исключения алкоголя из продажи. Этот процесс, получивший название халялизации, нашел сторонников не только за пределами Татарстана, но и внутри республики, где возникали примеры, когда население целых районов добровольно устанавливало «сухой закон».
Подобную картину можно наблюдать в Балтасинском районе Татарстана, где благодаря стараниям мухтасиба Джалиля Фазлыева, главного казыя ДУМ Татарстана, в магазинах и кафе запретили продажу алкоголя. В райцентре Балтаси появилась улица Халяльная. Что ещё удивительнее: когда путники останавливаются в придорожных столовых по пути в Киров, купить алкоголь они не могут, так как в ассортименте его нет. В итоге приобрести алкогольные напитки можно только на территории соседнего региона.
Кроме того, в начале 2000-х годов Фазлыев стал внедрять практику проведения мусульманских Сабантуев в Татарстане: сегодня Сабантуй представляет собой праздник с исполнением национальных песен и спортивных состязаний, в которые включены проповедь имама, коллективный намаз и абсолютный запрет на продажу и распитие алкоголя. В советский период праздник всегда сопровождался распитием алкоголя во время проведения спортивно-развлекательных мероприятий.
В соседнем Башкортостане такая форма проведения семейного спортивно-развлекательного досуга на природе была подхвачена мусульманами, причем ее популяризаторами стали местные салафиты. Эта форма небольших сабантуев, больше напоминающих пикники с выездом за город с семьями, получила наименование мусабака (с арабского переводится как «состязание» или «соревнование»). Мусабака сопровождается проведением конкурсов на знание основ исламского вероучения. Практика внедрения мусабаки зафиксирована со второй половины 2000-х годов. Естественно, ни о каком употреблении алкоголя на таких мероприятиях речи быть не может. Как и Сабантуй, так и мусабака пользуются большой популярностью как у сельчан, так и у некоторых горожан. Они обязательно проходят с участием большого количества детей.
Такая стихийная трезвенническая культура, поддерживаемая как мусульманским духовенством, так и широкими слоями населения (особенно женщинами и стариками), пришлась не по душе местным властям Татарстана, так как в регионе функционирует АО «Татспиртпром» — крупнейшая государственная вино-водочная компания, которая является вторым по значимости налогоплательщиком в региональный бюджет после ПАО «Татнефть». В Татарстане халялизация приняла необычную форму: поскольку родной брат президента Татарстана Раис Минниханов решил поддержать местных бизнесменов в добровольном отказе от продажи алкоголя, власти Татарстана учредили АО «Харам». Учредителем стало Минземимущество Республики Татарстан: 100% акций принадлежит райисполкому. Данная госкомпания развернула торговую сеть, которая состоит из 26 магазинов по продаже алкоголя и сигарет. Все торговые точки имеют вывески «Харам» (или по-татарски «Хәрәм»). Во всех остальных магазинах продуктов питания, составляющих подавляющее большинство в регионе, алкоголь в продаже отсутствует.
В результате усиления религиозной активности в среде сельского населения в Поволжье возникли требования со стороны верующих мусульман запретить продажу алкогольной продукции в продуктовых магазинах, функционирующих на территории сельских населенных пунктах. Инициатива полной халялизации розничной торговли исходит со стороны сельского населения, которое руководствуется положениями исламского вероучения, запрещающими употребление алкоголя для мусульман.
Подобные примеры отклика местных предпринимателей на желание местных жителей Поволжья запретить продажу алкоголя свидетельствуют о религиозной ответственности жителей и о тенденции халялизации татарских деревень, что можно рассматривать как религиозную форму развития трезвеннической культуры населения.
Комментарии (0)