Ислам в зеркале российской прессы
- Россия
- 29.Ноя ‘19
- 0
- 783
- 0
С сентября в Москве проходит семинар Шаники и РАНХиГС «Старые боги и новые мифы», в ходе которого ведущие российские религиоведы рассказывают о проблемах религии в современном обществе.
В октябре с докладом «Есть ли в России исламофобия» на семинаре выступила политолог Софья Рагозина. Вот ключевые положения ее выступления.
Ответ на вопрос о наличии в российской обществе исламофобии можно получить в ходе анализа СМИ. Эмпирическая база исследования – 20 699 статей из российских газет с 2010 по 2018 году, в которых упоминаются слова «ислам», «исламский» и «мусульманин».
Чаще всего российские газеты противопоставляют «традиционный» и «радикальный» ислам, именно эта оппозиция задает базовое представление об исламе в медийном поле.
Как говорит сама Рагозина: «Никакой однозначности в понимании, что такое радикальный ислам, а что такое традиционный, в прессе, конечно же, нет. Радикальный ислам — это все, что касается неспокойной обстановки в северо-кавказский регионах, да и в любых неспокойный регионах по всему миру. Традиционный ислам прежде всего описывается как умеренный и лояльный к властям. И в этом смысле все плохое — радикальный ислам, все хорошее — традиционный ислам».
«Традиционный ислам» в российской прессе чаще всего соседствует с именами двух верховных муфтиев – Талгата Таджуддина и Равиля Гуйнутдина. Традиционный ислам позиционируется как часть духовного наследия Евразии, которая противостоит натиску Западного мира. При этом при описании традиционного ислама журналисты довольно часто прибегают к более понятной в России христианской терминологии, например, салят-уль-ид в день Ид аль-Адха (Курбан-байрам) становится «торжественным молебном».
Чаще всего со словами «ислам», «исламский» и «мусульманин» употребляются три глагола: «жить», «молиться» и «убивать». Тем самым мусульмане в российской прессе позиционируются как живущие, молящиеся и убивающие.
Чаще всего с указанными словами употребляется существительное «литература», преимущественно «запрещенная» или «экстремистская».
Когда речь идет о численности мусульман в России и мире, журналисты прибегают к таким сравнениями, как «миллионы», «десятки тысяч», «толпы экзальтированных мусульман», что, в свою очередь, создает видимость глобальной проблемы увеличения последователей ислама. Почему это не так, мы писали здесь.
В итоге получается, что российские газеты создают черно-белый картину, в которой «традиционный» ислам противостоит исламу «радикальному», но при этом десятки тысяч и миллионы мусульман чаще всего молятся и убивают, читают запрещенную и экстремистскую литературу. Естественно, подобная подача образа ислама в российской прессе отчасти отражает, отчасти формирует исламофобские настроения в обществе.
Комментарии (0)