«Казанский муфтият» — попытка ДУМ Татарстана стать всероссийской организацией

  • 15.Мар ‘21
  • 5
  • 764
  • 0
Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Новейшая история ислама в России знает два примера, когда региональный муфтият попытался расширить свое влияние за административные границы своей территории.

Так, 29 декабря 1994 года муфтием Саратовской области Мукаддасом Бибарсовым на I съезде мусульман Поволжья было учреждено Духовное управление мусульман Поволжья (официально оно было зарегистрировано 2 августа 1995 года), которое, по задумке организаторов, должно было объединить мусульманские общины Саратовской, Пензенской, Самарской Ульяновской, Волгоградской и Астраханской областей под юрисдикцией Мукаддас хазрата, рассчитывая также присоединить к себе общины в Мордовии, Чувашии и Калмыкии. К тому времени Бибарсов уже отошел от ЦДУМ (31 августа 1992 года он создал на базе Саратовского мухтасибата ДУМЕС независимое ДУМ Саратовской области, зарегистрированное 30 ноября 1992 года), но явно не собирался ограничиваться лишь одним регионом, рассчитывая расширить свое влияние за пределы Саратовской области. Несмотря на его попытки (частично удалось склонить на свою сторону до трети общин в Пензенской области, две – в Волгоградской и 1 – в Калмыкии), проект вскоре рухнул. К тому времени в этих регионах сложились свои муфтияты разной юрисдикции, которые объединили эти временно отошедшие в состав ДУМ Поволжья общины, несмотря на то, что поволжский муфтият Бибарсова стал соучредителем Совета муфтиев России, созданного 1 июля 1996 года (сам Мукаддас хазрат стал сопредседателем СМР). Формально ДУМ Поволжья продолжает функционировать, но не в качестве централизованной религиозной организации, а как отдельный приход по адресу Саратовской соборной мечети: кстати, официально в нем по документам Бибарсов как председатель именуется не как муфтий, а как имам.

Если у Мукаддас хазрата как регионального муфтия не получилось создать межрегиональный муфтият, то успеха в этом отношении сумел добиться муфтий Татарстана Гусман Исхаков (занимал пост в 1998 — 2011 гг.).

24 февраля 2000 года ДУМ Республики Татарстан и Центральное духовное управление мусульман Ульяновской области (муфтий Фатых Алиуллов в 1999 — 2010 гг.) учредили Ассоциацию мусульманских религиозных организаций «Казанский муфтият» (официально зарегистрирована 26 мая 2000 года), председателем которой стал Гусман Исхаков.

Гусман Исхаков — муфтий Татарстана (в 1998-2011 гг.), соучредитель и председатель Казанского муфтията
Фатых Алиуллов — муфтий ЦДУМ Ульяновской области в 1999-2010 гг., соучредитель Казанского муфтията

«Казанский муфтият» сразу вошел в состав Совета муфтиев России, что было вполне ожидаемым, поскольку и ДУМ РТ, и ЦДУМ УО уже были в юрисдикции СМР. С этого времени начался процесс вхождения в состав «Казанского муфтията» мусульманских общин, находящихся за пределами Татарстана, в подчинение новой централизованной религиозной организации. Тем самым была создана возможность для тех общин, которые хотели ориентироваться на ДУМ РТ, перейти под его крыло, но на законных основаниях это закреплялось через «Казанский муфтият», поскольку татарстанский муфтият не имел возможности официально включать в свою юрисдикцию общины вне Татарстана. С этого времени начинается процесс наполнения нового межрегионального муфтията общинами из разных регионов России, география которых раскинулась от Дальнего Востока и Урала до Среднего Поволжья.

Учреждение Казанского муфтията (24.02.2000): в центре Гусман Исхаков, слева Фатых Алиуллов

В 2001 — 2003 годах в состав «Казанского муфтията» вошли некоторые общины Хабаровского края, Кировской и Нижегородской и областей. В 2006 году из Магнитогорска обратилась национально-культурная автономия «Татар рухы» с просьбой включить ее приход в состав «Казанского муфтията» (до окончательной регистрации дело так не дошло, хотя был подготовлен устав). В том же году перешла мечеть г. Магадана. В 2010 году общины мечетей «Хамидулла» г. Самары и деревни Рожки Малмыжского района Кировской области тоже присоединились к «Казанскому муфтияту». В 2003 году община г. Волжска Республики Марий Эл изъявляла желание выйти из юрисдикции местного регионального муфтията в составе ЦДУМ и перейти в «Казанский муфтият», но до реализации этого намерения дойти не получилось.

Более того, 4 июля 2008 года 8 общин в Кировской области создали ДУМ Кировской области в юрисдикции «Казанского муфтията». Т.е. в составе последнего стали появляться свои региональные централизованные религиозные организации.

Имамы мечетей, входящих в Казанский муфтият, после вручения им свидетельств (в центре сидит муфтий Гусман Исхаков; второй справа стоит Валиулла Якупов). 2008 год

После того, как 13 января 2011 года Гусман Исхаков покинул пост муфтия Татарстана, он автоматически потерял свое влияние над «Казанским муфтиятом». Новый муфтий Татарстана Илдус Файзов разорвал отношения с Советом муфтиев России, объявив о независимости ДУМ РТ, и доверил заняться делами «Казанского муфтията» своей «правой руке» — начальнику отдела образования и науки ДУМ Татарстана, богослову Валиулле Якупову (1963 — 2012).

Валиулла Якупов — муфтий ДУМ «Казанский муфтият» в 2011-2012 гг.

22 июня 2011 года Якупов заново провел учредительный съезд «Казанского муфтията», только теперь организация называлась не Ассоциация мусульманских религиозных организаций «Казанский муфтият», а Духовное управление мусульман «Казанский муфтият», учредителями которого стали приходы Апанаевской мечети г. Казани (имамом которого был сам Якупов), г. Малмыж и деревни Сосмак Вятскополянского района Кировской области. Так на основе трех общин был воссоздан ДУМ «Казанский муфтият» (официально зарегистрирован 26 августа 2011 года), т.е. Якупов формально создал новую централизованную религиозную организацию, взяв от прежней лишь название, и сам стал ее муфтием. 26 октября 2011 года прежнее объединение — Ассоциация мусульманских религиозных организаций «Казанский муфтият» — было ликвидировано года решением Верховного суда РФ по формальной причине: централизованную религиозную организацию могут зарегистрировать минимум три организации, а не две, как это произошло в 2000 году, к тому же в 2008 — 2011 гг. Гусман Исхаков как председатель «Казанского муфтията» элементарно не подавал ежегодные отчеты в Минюст РФ. Против ликвидации никто в Казани не возражал, поскольку к тому времени был создан новый «Казанский муфтият».

Трагическая гибель Валиуллы Якупова 19 июля 2012 года от рук ваххабитов привела к тому, что «Казанский муфтият» потерял своего председателя. Этим решил воспользоваться председатель СМР муфтий Равиль Гайнутдин. К середине 2012 года окончательно потеряв надежды вернуть ДУМ РТ, а вместе с ним и «Казанский муфтият», в свое подчинение, он решил хоть что-то оставить себе. Такая возможность получилась с ДУМ Кировской области в юрисдикции «Казанского муфтията»: в августе 2012 года Равиль хазрат перевел кировский муфтият в состав СМР, во главе которого в качестве муфтия стал имам деревни Старый Ирюк Нияз Кашапов (эту должность он занимает и поныне). Правда, далеко не все общины ДУМ Кировской области изъявили желание автоматически переходить в подчинение СМР. Так, приходы мечетей г. Малмыж и деревни Сосмак Вятскополянского района Кировской области устраивала ориентация на Казань, а не на Москву. Они и остались в составе «Казанского муфтията».  

Илдус Файзов — муфтий ДУМ «Казанский муфтият» с 2012 года по настоящее время

25 декабря 2012 года ДУМ «Казанский муфтият» возглавил муфтий Татарстана Илдус Файзов. После того как в марте 2013 года он ушел в отставку с поста председателя ДУМ РТ (новым муфтием Татарстана стал его заместитель по научной работе Камиль Самигуллин), Файзов сохранил за собой пост муфтия «Казанского муфтията», заодно переведя в его юрисдикцию казанскую общину «Иман» (существует с 2005 года). Получилась любопытная конфигурация: Илдус Файзов одновременно является имамом казанской мечети «Болгар» в составе ДУМ РТ и одновременно имамом общины «Иман» в составе «Казанского муфтията», муфтием которого он стал.  Более того, власти Татарстана решили не настаивать на том, чтобы новый муфтий Самигуллин одновременно возглавил и «Казанский муфтият», благоразумно решив, что не стоит складывать все яйца в одну корзину. Поэтому Файзов уже почти 10 лет является муфтием «Казанского муфтията».

На сегодняшний момент в «Казанский муфтият» входят 4 общины: 2 — в Казани («Иман» и община Апанаевской мечети), две – в Кировской области (г. Малмыж и деревни Сосмак). Примечательно, что община мечети «Хамидулла» в Самаре (сама мечеть так и не была построена, несмотря на ее громкое анонсирование в 2010 году) как местная мусульманская религиозная организация остается действующей и юридически находится в составе уже как 10 лет ликвидированной Ассоциации мусульманских религиозных организаций «Казанский муфтият». Такие юридические парадоксы порой случаются, и этот один из них. Судьба остальных общин «Казанского муфтията» сложилась по-разному. Так, мечеть г. Магадана как юрлицо перестала существовать после того, как ее имам Халим Шамсутдинов переехал в Татарстан на постоянное место жительство и с 2013 года стал работать имамом мечети в Елабуге (вместо него зарегистрирована новая община, которая уже не входит в состав «Казанского муфтията»). Община деревни Петряксы Пильнинского района Нижегородской области перешла в юрисдикцию ДУМ Нижегородской области в составе ДУМ РФ. Община «Магрифят» г. Комсомольска-на-Амуре была ликвидирована в 2011 году.

В итоге получается, что у «Казанского муфтията» было как бы две жизни. Первая пришлась на в 2000-е годы и была более активной: тогда в «Казанский муфтият» входили татарские мусульманские общины Магаданской, Амурской, Самарской, Нижегородской, Кировской и Ульяновской областей (всего 30 приходов), стремились войти общины из Челябинской области и Марий Эл. Вторая жизнь пришлась на 2010-е годы и была менее насыщенной: география сузилась всего до 4 общин из Татарстана и Кировской области. Таковой она остается и в третьем десятилетии XXI века.

Перед нами необычный, пусть и в итоге малоуспешный опыт, когда региональное духовное управление мусульман, ограниченное рамками одного субъекта РФ, пыталось выйти за его границы. Примечательно, что сама Казань не рвалась объединять мусульманские приходы других регионов, а откликалась на инициативу от самих татарских приходов из-за пределов Татарстана, желавших ориентироваться на нее, воспринимая ее как духовный центр. Юридически «Казанский муфтият» остается и сегодня как действующая централизованная религиозная организация, но никакой активности не проявляет, занимая сейчас положение «спящего муфтията». Причем такая картина устраивает всех: региональные муфтияты разных юрисдикций, совершенно незаинтересованных, чтобы их общины убегали в подчинение Казани; ДУМ Татарстана, который не влезает в их внутренние неурядицы, считая, что и своих проблем вполне хватает; светские власти Татарстана, которые не горят желанием брать на себя ответственность за исламские общины за административными границами республики; федеральный центр, который может настороженно среагировать на желание Казани влезать во внутреннюю жизнь мусульманских сообществ от Поволжья до Дальнего Востока. «Спящее» положение «Казанского муфтията» выгодно всем.  Но кто знает, возможно в будущем он реанимируется вновь, чтобы превратиться в активного участника конкурентной борьбы за духовную ориентацию татарской мусульманской уммы между ЦДУМ и ДУМ РФ. Всё покажет время.

Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Комментарии (0)

Добавить комментарий