Макрон как аргумент для Госдумы
- Европа
- 22.Янв ‘21
- 0
- 380
- 0
Как мы сообщали ранее, лидеры Совета мусульман Франции подписали «Хартию ценностей Ислама».
Идея документа, который подтвердит лояльность мусульман Французской Республике, была высказана Эммануэлем Макроном в ноябре 2020 года.
Большинство наблюдателей восприняло демарш Макрона как «ультиматум» главы государства исламской общине Франции, после убийства учителя Самюэля Пати и нападения на церковь в Ницце.
Однако этот документ является только одним из этапов курса на борьбу «исламским сепаратизмом», которую реализует Макрон.
Принятие Хартии открывает путь к созданию во Франции Национального совета имамов, который будет отвечать за сертификацию французских имамов.
Также отмечается задача отказаться от присутствия в стране иностранных имамов, пребывающих из Турции, Марокко и Алжира, а также ограничить иностранные пожертвования верхней планкой в 10 000 евро.
Между тем, о необходимости ограничить иностранное влияние на французских мусульман президент Макрон и министр внутренних дел Кристоф Кастанер заявляли еще в феврале 2020 г. – задолго до событий осени.
Франция — далеко не первая страна, которая обращает внимание на иностранное происхождение мусульманских религиозных деятелей и их образование.
Самые разные государства выстраивают свою модель, балансируя между конституционным принципом свободы совести и оперативной задачей профилактики религиозного радикализма.
Проект по обучению имамов, нацеленный на снижение турецкого влияния, реализуется в Германии.
Жесткий контроль образования религиозных деятелей практикуется в странах Центральной Азии, где выбор светского или исламского характера государства приводил к вооруженным конфликтам.
Широко известна информация о депортации 300 иностранных (в основном иранских) проповедников из Туркменистана в 2000 г.
В 2017 г. в Таджикистане объявили о лишении должностей имам-хатибов с зарубежным образованием. Определенная либерализация в отношении ислама наметилась в Узбекистане при Шавкате Мирзиёеве, но и здесь ставку делают на развитие национальной системы исламского образования под девизом «Просвещение против невежества».
В России политика регулирования в отношении исламской уммы восходит ко временам Екатерины II. В СССР требования регистрации служителей культа касались всех религиозных конфессий.
С новой силой обсуждение подготовки кадров для мусульманских общин разгорелось в России в период Второй Чеченской войны. Иностранное мусульманское образование стало рассматриваться как потенциальная угроза.
Базовым аргументом власти стало противопоставление «традиционного» местного ислама «чуждым» направлениям, привнесенным извне.
Однако всеобщего признания в российской умме эта идея не получила по вполне объективным причинам. Добиться полной национализации одной из мировых религий — нереализуемая задача. Тем более, на фоне утраты преемственности, вызванной периодом советского атеизма.
Самое свежее обсуждение данной темы, вызвано поправками к закону «О свободе совести и религиозных объединениях», о котором неоднократно писала «Религия сегодня». Ограничения для преподавателей с иностранным образованием вызвали критику со стороны российских мусульман, как удар по становлению российского исламского образования. Против высказался даже муфтий Альбир Крганов, максимально лояльный государственной политике в других вопросах. Опасения законопроект вызвал у российских буддистов, представители которых указали на неразвитость системы буддийского религиозного образования в РФ.
Результаты курса Эммануэля Макрона, безусловно, станут одним из аргументов в дальнейших дискуссиях о государственном регулировании религии. Во французских условиях сложно противопоставить исторически лояльный «традиционный ислам» — иностранному. Однако и Франция, и Россия и другие страны СНГ очень похожи тем, что имеют богатый исторический опыт государственного секуляризма. А значит, высока вероятность, что успешным опытом европейской Франции будут обосновывать запретительные инициативы в странах бывшего СССР.
Только будет ли этот опыт успешным?
Комментарии (0)