Миграционный кризис и Элладская Православная Церковь
- 06.Мар ‘20
- 0
- 629
- 0
В Греции полным ходом развивается миграционный кризис, за которым наблюдает весь мир. Как написало 5 марта американское издание Foreign Policy: «На этой неделе северная граница Греции с Турцией, а также болгаро-турецкая граница увидели жестокие сцены насилия, напоминающие военные действия». В Эвросе разразилась подлинная гуманитарная трагедия, заложниками которой, с одной стороны, стали люди, уже и так потерявшие свой родной дом, а многие — семью и близких, с другой — местное население региона Фракии.
Любопытно посмотреть, какую позицию заняла Элладская Православная Церковь. Ее предстоятель архиепископ Иероним 4 марта посетил пограничные районы, а затем провел встречу с четырьмя митрополитами, главами самых восточных епархий Греции. По итогам собрания было выпущено официальное заявление. В нем архиепископ Иероним выразил сугубо националистическую и даже отчасти евроскептицистскую позицию, возложив всю ответственность на ЕС (в меньшей степени) и Турцию (в большей степени). «Европейская солидарность, мечта основателей Европейского союза, в эти дни рискует рухнуть на границе Эвроса, на границе Европы», — так начинается обращение. В нем говорится о крахе европейской миграционной политики, которая сделала проблему беженцев «смертельным оружием в руках турецкого президента». После этого сообщается, что Турция объявила Греции «неравную войну». Утверждение это довольно спорное, но для греческого дискурса, который отчасти строится вокруг противостояния восточному соседу, весьма характерное. А раз это война, то церковь начинает исполнять свою традиционную роль — национальной вдохновительницы.
В последних четырех абзацах текста архиепископ Иероним как будто забывает, что речь идет о беженцах, а не о вражеской армии. «Услышав песнопение “Взбранной воеводе”, которое спонтанно и непроизвольно начал петь народ, я в очередной раз почувствовал, как сильна греческая душа», — пишет архиеп. Иероним. Дальше он хвалит армию, полицию, пожарных и службу безопасности за то, что они «защищают целостность страны и всего Европейского союза». Последнее заявление выглядит совсем уж агитационным, так как никакой прямой угрозы суверенитету и границам в миграционным кризисе нет. Завершается обращение на привычной для греческого менталитета ноте: нас все бросили, но даже без союзников и поддержки мы будем стоять до последнего «за родину, веру, принципы и ценности нашей цивилизации».
В аналогичном стиле, но в более жестких выражениях, написано послание митрополита Кисамос и Селину Амфилохия. Амфилохий винит во всем ЕС, а также тех либералов (это слово в статье не используется, но читается между строк), которые «во имя солидарности и принципов правового государства» призывают открыть границы для беженцев, обвиняя несогласных с ними в расизме, ксенофобии и обскурантизме. Досталось и самим беженцам, которые в статье владыки предстают как агрессоры. Да, среди них большинство — «жертвы прожорливости сильных мира сего», но есть и те, кто кидает дымовые шашки в героических солдат Греции.
Успешно демонизировав оппонентов, митрополит переходит к богословско-историческим аргументам, утверждая что, конечно, Христос или, например, сам греческий народ тоже прошли через необходимость стать беженцами, но вели себя в этих неприятных обстоятельствах тихо и мирно. Завершается всё конспирологическим вопросом о том, каковы реальные цели людей, которые срежиссировали всю эту ситуацию.
Подводя итог, можно смело утверждать, что Элладская церковь заняла правый фланг, оказывая идеологическую поддержку силовым ведомствам и успешно разыгрывая националистическую карту.
Комментарии (0)