Новые хозяева карабахских монастырей?
- Армения
- 11.Дек ‘20
- 0
- 521
- 0
Пока в Баку празднуют победу, а Ереван охвачен протестами, в новую фазу вошло идеологическое противостояние враждующих стран вокруг наследия Кавказской Албании — христианского государства, существовавшего в Закавказье в I тысячелетии нашей эры.
«Кто строил древние храмы и монастыри в этом регионе: албаны или армяне?
Была ли Албанская церковь независима от Армянской?» — после перехода ряда районов Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана, эти теоретические вопросы перешли в практическую плоскость.
Монастырь в Кельбаджарском районе, который в Армении называют Дадиванк, а в Азербайджане — Худавенк, находится под охраной российских миротворцев.
В начале декабря туда прибыли представители Албано-удинской христианской общины из Азербайджана для совершения богослужения.
При этом в монастыре остаются священнослужители Армянской апостольской церкви.
Конфликта удалось избежать благодаря присутствию российских миротворцев и посредничеству священника РПЦ, который находится в составе миротворческого контингента.
Удины — небольшой народ Закавказья (численность около 10 тыс.), который является потомком христианского населения Кавказской Албании. Территория компактного проживания удинов — Габалинский район Азербайджана.
Удинский язык входит в лезгинскую языковую группу. Хотя шаги по духовному окормлению удинов предпринимались Бакинской епархией РПЦ, в настоящее время от имени удинов выступает Албано-удинская христианская община, зарегистрированная в 2003 г.
Община не относится ни к одной из православных или дохалкидонских церковных юрисдикций. Лидер общины Роберт Мобили сообщает о своих контактах с Константинопольским патриархатом.
Удины считают монастырь Худавенк албанской святыней.
Однако, по мнению армянских наблюдателей, удины в этой ситуации выступают в качестве «мягкой силы» официального Баку.
Церковь Кавказской Албании — одна из древнейших на Кавказе. Начало христианской проповеди относится к I в., когда проповедовали ученики апостола Фаддея Елисей и Дади.
На месте мученической кончины святого Дади впоследствии возник монастырь Дадиванк. IV — VII вв. были периодом расцвета албанского христианства. После VII в. албанский язык богослужения вытесняется армянским.
Албанский католикосат в составе ААЦ просуществовал до XIX в.
Активность удинов на фоне Карабахского конфликта — характерный пример того, как церковные реалии, существовавшие много веков назад и давно забытые, становятся фактором современной политики.
Комментарии (0)