Новый конфликт между суфиями и ваххабитами

  • Россия
  • 17.Май ‘20
  • 0
  • 1038
  • 0
Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

В ночь с 14 на 15 мая группа ваххабитов проникла на территорию приграничного с Чечней села Сурхахи Республики Ингушетия, где обстреляла фонари и камеры видеонаблюдения, а также спилила грушевое дерево, которое почитается как «святое место» у последователей братства суфийского шейха Батал-хаджи Белхороева (1821-1914). По имеющимся данным, возглавлял группу боевиков один из полевых командиров террористической организации «Имарат Кавказ» Аслан Бютукаев.

В этой истории есть несколько моментов, которые упускаются информационными агентствами, публикующими эту новость.

Для традиционного ислама суфийского толка распространена практика почитания могил шейхов, их бытовых предметов (четок, одежды и др.) и объектов природы (родников, деревьев и т.д.). Такое мы можем наблюдать и среди братства баталхаджинцев. В тени этого дерева любил отдыхать шейх Батал-хаджи Белхороев, соответственно, оно почитается суфиями Ингушетии, где члены братства проводили зикр.

Ваххабиты, появившиеся в постсоветский период, выступая под лозунгами возвращения к «чистому исламу», видят подобном почитании суфиями объектов «бид’а» (нововведение в исламе), что трактуется как отклонение от мусульманского вероучения и впадение в фетишизм.

Несмотря на борьбу с радикальным ваххабизмом на Северном Кавказе, ряд мечетей в Дагестане и Ингушетии контролируется ваххабитам, а некоторые из их числа остаются известными имамами-проповедниками (вроде Хамзата Чумакова или Исы Цечоева).

Нынешний рейд ваххабитов с целью уничтожения святыни суфиев- баталхаджинцев не первый, годом ранее ваххабиты уже стремились поджечь это дерево в Сурхахи, однако тогда акт глумления был предотвращен.
Естественно, что подобная ситуация вызовет вполне предсказуемую реакцию со стороны братства баталхаджинцев, насчитывающего 4,5 тыс. человек, и может обострить отношения между чеченцами и ингушами, и без того натянутыми за-за территориального конфликта между двумя республиками. Несмотря на то, что до этого ингушские и чеченские суфии были в тесных контактах, начавшийся территориальный спор между республиками дал трещину в прежней дружбе. При этом баталхаджинцы открыто поддерживали своих соплеменников, митинговавших в Магасе, тем самым дав понять, что они далеко не во всем солидарны с Рамзаном Кадыровым.

Примечательно, что вошедшие в село Сурхахи ваххабиты не напали ни на кого из местных жителей, удар нанеся именно по священному дереву. Здесь очевиден расчет нападавших на то, что осквернением почитаемого дерева удастся нанести ущерб чечено-ингушским отношениям.

Стоит добавить, что баталхаджинцы, будучи достаточно закрытым сообществом (даже браки они стараются заключать между членами только своего сообщества), сохраняют практику кровной мести. В ноябре 2019 года в Москве был убит начальник Центра по противодействию экстремизма МВД Ингушетии Ибрагим Эльджаркиев и его родной брат Ахмед: Эльджаркиева подозревали в причастности к убийству одного из лидеров баталхаджинцев Ибрагима Белхороева, хотя этот факт никак не был доказан, но именно баталхаджинцев считают причастными к убийству начальника ингушского Центра «Э». Поэтому неудивительно, что за надругательство над почитаемым братством баталхаджинцев деревом последние будут готовы отомстить обидчикам, которыми могут, кстати, оказаться не только чеченские ваххабиты, но и их ингушские единомышленники, тем более что ни популярные среди ваххабитов Ингушетии Иса Цечоев и Хамзат Чумаков осудили митинговавших в Магасе, тем самым даже здесь вступив в конфликт с суфиями региона, в том числе и баталхаджинцами.

Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Комментарии (0)

Добавить комментарий