Опять Навальный
- протесты
- 14.Апр ‘20
- 0
- 913
- 0
Пока православный сегмент телеги обсуждал на выходных новости о закрытии храмов, в оппозиционном лагере проходили нешуточные баталии на тему … Вербного воскресения.
12 апреля в твиттере Навальный поздравил своих подписчиков с Вербным воскресением и Днем космонавтики: «Два отличных праздника, которые я очень люблю. Прикольно, что они выпали в этот раз на один день». И тут же в комментариях к твиту разгорелась битва: «Как же это мерзко, нормальный политик должен вести страну и народ вперед, а не пропагандировать мракобесие ради рейтинга».
Дело в том, что со времен Pussy Riot в России сложилась довольно четкая оппозиция: государственник-православный VS оппозиционер-атеист. И хотя большинство в оппозиционном Политбюро не позиционировало себя как откровенных атеистов, критика сращивания РПЦ с властью всегда была неотъемлемой частью протестной повестки. Фигура Андрея Зубова (зампред ПАРНАСа) как православного лидера протестного движения всегда смотрелась несколько странно и большой популярностью в народе он никогда не пользовался.
Ситуация стала меняться прошедшим летом, когда православную риторику стал использовать Дмитрий Гудков, а отец Иоанн Гуайта укрыл в храме протестующих. Осенью было известное «письмо священников» в защиту заключенных по «московскому делу». Зимой умеренно-оппозиционный Общероссийский гражданский форум разработал свод правил для священнослужителей «по созданию условий проведения честных выборов в России». То есть лидеры протестного движения стали все более и более пристально присматриваться к церковной части населения.
И вот сейчас, когда связка «государственник-православный» стала не такой уж очевидной и когда в РПЦ начинается управленческий кризис, Навальный решил воспользоваться моментом и привлечь к себе новых последователей, к которым раньше не обращался напрямую. По словам Константина Эггерта, «глава ФБК повел себя как разумный политик, а его оппоненты [в твиттере] – как политически девственные сектанты». Поскольку воинствующий атеизм и антиклерикализм многих молодых оппозиционеров не менее догматичен и дуболомен, чем сумасшедшие убеждения православных маргиналов (борьба с ИНН, ультраправый монархизм и проч.). А в реальной политике догматические убеждения (как религиозные, так и анти-религиозные) всегда в разы сужают круг потенциальных последователей.
В чем же допустил ошибку «единый и безальтернативный» лидер оппозиционного движения России? Все просто – он не смог найти нужный канал связи. Как тут не вспомнишь Маклюэновское The Medium is the Message. Дело в том, что в твиттере, где Навальный так популярен, практически полностью отсутствует православный сегмент, в то время как жёстких атеистов там довольно много. Поздравлять в твиттере с Вербным воскресением также абсурдно, как поздравлять с Великой Октябрьской Революцией в православной соцсети «Елицы». Штабисты Навального умеют работать с молодежью и находить каналы для связи с ней, однако если они хотят выйти на православную аудиторию (часть которой, в целом, может откликнуться), то здесь нужно искать совсем иные методы. Какие – говорить, естественно, не будем 😜
Интересно, что по этому поводу думают политические теологи телеграмма – Православие и зомби?
Комментарии (0)