От посттрадиционного фундаментализма к фундаментализму без ортодоксии
- Фундаментализм
- 17.Апр ‘21
- 0
- 485
- 0
Сегодня из средств массовой информации, из уст политиков и религиозных деятелей звучат заявления о неконтролируемом росте религиозного фундаментализма, о возрастающей угрозе мировому сообществу со стороны многочисленных фундаменталистских движений и групп.
Это внимание и озабоченность, не смотря явное присутствие в официальной политической риторике идеологического компонента, имеет и объективные основания.
Религиозный фундаментализм получил сегодня распространение практически во всех уголках мира: в развивающихся и в развитых странах, среди последователей мировых, национальных религий и новых религиозных движений.
Фундаментализм давно вышел за границы богословских дискуссий. Он проявляет себя в политике, экономике, культуре, в гендерных отношениях и т.д., превращаясь в институционализированную управленческую стратегию в публичной сфере.
Благодаря фундаментализму сегодня мы наблюдаем не просто политизацию религии, но религизацию политики. Некоторые ученые и вовсе считают, что фундаментализм ярче всего раскрывается в политических системах, которые основаны или, более того, представляют собой форму тоталитарной идеологии или гражданской религии.
Сам глобализм, по их мнению, можно рассматривать как фундаменталистский проект, поскольку он ориентирован на утверждение господства единственно верной социально-экономической, политической, идеологической, религиозной / или квазирелигиозной доктрины.
Поэтому, будучи особой реакцией на модернизацию и глобализацию, одновременно являясь религиозной проекцией этих трансформаций, современный религиозный фундаментализм и сам стремительно меняется.
Он уже не соответствует многим признакам религиозного фундаментализма, которые были ему свойственны в начале XX века (первая волна) или в 1970 – 1990-е гг. (вторая волна), хотя и нельзя отрицать того факта, что между ними есть или сохраняется определенная преемственность.
Какие же трансформации претерпел фундаментализм? Что (кроме собственно религии) отличает евангеликов 1910х в штате Теннесси, воинов исламской революции в Иране 70-х и моджахедов запрещенного в РФ ИГИЛ?
Можно ли возвращаться к основам и бороться с модернизмом и секуляризацией принципиально различным образом?
И как это вообще возможно после Модерна и после секулярного?
Можно ли сочетать фундаментализм с недоверием к метанарративам? Как современные фундаменталисты взаимодействуют со своими религиозными традициями?
На эти вопросы попытался дать свой ответ, а также приглашает всех интересующихся к размышлению над ними, автор статьи «От посттрадиционного фундаментализма к фундаментализму без ортодоксии: к проблеме «третьей волны» религиозного фундаментализма в современном мире», Дмитрий Головушкин.
Читайте!👇🏽
Головушкин Д. А. От посттрадиционного фундаментализма к фундаментализму без ортодоксии: к проблеме «третьей волны» религиозного фундаментализма в современном мире // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 93. С. 77-90.
Комментарии (0)