Патриарх высказался по поводу протестов
- Россия
- 13.Фев ‘21
- 0
- 404
- 0
Публичное выражение позиции по политическим вопросам со стороны высшего руководства РПЦ — не самое частое явление. Это связано не только с декларируемой (и отчасти реализуемой) аполитичностью церкви, но и с тем, что любое такое заявление, кроме одобрения властей придержащих, с необходимостью вызывает громкий отрицательный отклик в СМИ, что особенно опасно, учитывая обычай доносить до аудитории лишь самые яркие фразы спикера, нередко вырывая их из контекста.
Прошедшее в четверг зум-заседание Высшего церковного совета было посвящено информационной деятельности РПЦ — основной темой была работа Синодального отдела по взаимодействию с обществом и СМИ (СИНФО). В приветственном слове патриарх Кирилл сказал, что на заседании предстоит проанализировать «ряд вопросов церковно-общественной повестки дня».
Тезисы речи кратко:
1. Роль РПЦ в обществе растет, но растет и противодействие/недовольство этим возрастающим влиянием.
2. Особенно важна миссия церкви в социальных сетях. Это не всегда получается. Задача высшего церковного управления- помочь священнослужителям не делать ошибок, предостерегать их от слов и действий, отрицательно влияющих на аудиторию.
3. Причина того, что негативные последствия не замечают сами спикеры — «завышенное самомнение», сформированное односторонним режимом церковной проповеди.
4. Первая волна информационной деятельности церкви дезориентировала некоторых священнослужителей, которые в ней участвовали. «Болезненное восприятие того, что аудитория сокращается, порой приводит людей в рясах к не совсем правильному поведению, в том числе в информационном пространстве» (догадайтесь сами, о ком речь).
Пятый тезис патриарха занял последнюю треть вступительного слова и на нем мы остановимся подробнее.
В нем ПК предостерег священников от вовлечения в общественно-политические дискуссии в информационном пространстве. Поскольку задача священника — в спасении душ его слушателей, то возможное «негативное влияние на духовное состояние» аудитории от участия священника в такого рода спорах, может оказаться больше, чем положительное.
Патриарх отметил актуальность сформулированных в «Основах социальной концепции» принципов «участия церкви в политическом процессе».
Небольшая справка.
Эти принципы, содержащиеся в гл.III ОСК, предусматривают невозможность для «священнослужителей и канонических церковных структур» оказывать помощь государству в т.ч. в сфере политический борьбы, предвыборной агитации, в рамках кампаний в поддержку партий, общественных и политических лидеров. Отдельного обсуждения требует вопрос о том, почему поддержка общественных и политических лидеров — это помощь государству, но пока оставим его в стороне. Раздел V.2. констатирует невозможность для клириков и церковных структур участвовать в деятельности политических организаций, публичной поддержке участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов.
При этом, патриарх в своей речи отметил, что для защиты «духовных и нравственных основ человеческой жизни» вовлекаться в политические дискуссии всё же можно. (Хотелось бы список этих основ? Там про непрерывность российской цивилизации, или о том, что никто не должен подвергаться «пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Или каждый для себя сам решает?). Но главная задача священника всё же в том, чтобы «не допускать вражды между людьми». Поскольку некоторые священники в своих высказываниях поступали иначе, предстоятель признался, что нечто из того, что он видел и слышал, «ранило его сердце».
Впрочем, не совсем понятно, что имел ввиду патриарх, когда после заявлений об аполитичности и призывов «не давать политических оценок происходящему», отметил, что «Церковь не должна отказываться от пастырской работы с людьми, которые стоят по другую сторону конфликта». По отношению к кому эта сторона другая?
Ну а так да, «и там, и там — наш народ, и там и там — наша паства» (как в 2012).
Давайте жить дружно и всем хороших выходных!
Комментарии (0)