Победа «Талибана» и молчаливая реакция мусульман России
- 13.Сен ‘21
- 0
- 371
- 0
Триумфальная победа движения «Талибан» (запрещено в РФ) обнажила новую и неожиданную проблему: на Среднем Востоке возникло исламское государство, которое открыто провозгласило намерение выстраивать политику в соответствии с нормами шариата.
Столь стремительное изменение геополитической ситуации на Среднем Востоке, когда одна из крупных стран в этом регионе сменила политический режим со светского на подчеркнуто религиозный, вызвало неоднозначную реакцию в среде российских мусульман.
Дело в том, что «Талибан» в своей идеологической доктрине придерживается ханафитского мазхаба (религиозно-правовой школы), точно такого же, что и мусульмане Поволжья, Крыма и большей части Северного Кавказа, при этом опирается на ашаритско-матуридитсткую догматику, аналогичную той, что придерживается большинство российских мусульман.
К тому же «Талибан» близок к суфийскому братству «Деобанди», т.е. перед нами не ваххабиты, коими, например, являются «ИГИЛ» и «Джебхат ан-Нусра» (обе в России признаны террористическими организациями), а самые, что не на есть ханафиты.
И на уровне религиозной доктрины они идентичны мусульманам России. Пикантность ситуации в том, что российское исламское духовенство не может оппонировать «Талибану» с точки зрения вероучения, как это делалось в отношении террористических группировок в Сирии.
Отсюда и та неопределенность в реакции: вроде как власть в Афганистане взяли те, с кем российские мусульмане идейно близки в теории, однако на практике модель государства (исламский эмират) и общества, предлагаемая талибами, вызывает диссонанс у российских мусульман, привыкших жить в светском государстве.
В этой связи показательна непоследовательная реакция советника Главы Чечни по религиозным делам Адама Шахидова, который на комментарий о талибах на своей странице в Instagram написал следующее: «Матуридиты-ханафиты всегда красавчики».
Правда, затем этот комментарий был удален. Частично это можно объяснить тем, что Глава Чечни Рамзан Кадыров назвал происходящие события в Афганистане «очередной аферой США против мусульман» и призвал «готовиться к худшему».
Впоследствии Шахидов дал пояснение: «Если талибы докажут, что они антисалафиты и что они против ваххабитов-экстремистов, то их тоже поддержу, потому это наш путь».
Позицию «татарских» муфтиятов России можно назвать молчаливой: никто из них никак не высказывал своего мнения по ситуации в Афганистане.
Единственный, кто решился прокомментировать повестку, был муфтий Москвы в составе ДУМ РФ Ильдар Аляутдинов: «Пока что, наверное, каких-то точек соприкосновения мы для себя не видим.
Я не вижу каких-то моментов, где мы можем какой-то опыт перенести или что-то можем перенять».
И эта точка зрения очевидно отражает настроения в среде всех татарских муфтиев, абсолютное большинство которых предпочло публично не реагировать на победу «Талибана».
Даже муфтий ДУМАЧР Нафигулла Аширов, который в 2001 году пытался оправдать разрушение талибами статуй Будды в Бамиане, соблюдает информационную тишину.
Выжидательная реакция мусульманского духовенства России, предпочитающего промолчать, чем высказаться четко и определенно, схожа с реакцией светских властей России, которая носит крайне осторожный характер.
Тут нет ни однозначного ликования по случаю свержения проамериканского правительства Афганистана и победы талибов, ни осуждения таких перемен в этой стране.
Несмотря на схожесть с «Талибаном» в догматике, российские муфтии стараются не совершать опрометчивых высказываний, поскольку в глазах всего мира режим талибов – это символ архаизации, ассоциироваться с которым никто не желает.
А привычная антиваххабитская риторика в данном случае совершенно неуместна, поскольку талибы – не ваххабиты.
Комментарии (0)