Повторит ли ПЦУ историю Эритрейской церкви?
- 17.Фев ‘22
- 0
- 486
- 0
Низложенный эритрейский патриарх Антоний Дебретсион, скончавшийся 9 февраля после 16-летнего заключения, был третьим по счету предстоятелем Эритрейской православной церкви и первым эритрейским патриархом, который ранее не был епископом Эфиопской церкви.
Путь этого религиозного деятеля подтверждает закономерность государственно-церковных отношений, которую историк-эмигрант Антон Владимирович Карташев описал для Русской церкви в XV-XVI веках:
«Она с замечательной исторической постепенностью высвобождается из-под церковной власти над ней Константинопольского патриарха и столь же постепенно, обратно пропорционально этому освобождению, подпадает под зависимость от светской власти своего русского правительства«.
К пастве Эритрейской православной церкви принадлежит треть населения государства, главным образом из числа народа тиграи. Эритрейские тиграи (как и их Эфиопские собратья) исповедают дохалкидонское христианство.
Почти всю историю епископами в Эфиопии были копты, поставленные коптскими патриархами в Египте.
Лишь в 1959 году в Эфиопии был учрежден собственный патриархат.
Эритрея воевала за отделение от Эфиопии 30 лет. После окончательного оформления государственной независимости, в 1993 году эритрейцы занялись независимостью церковной.
За поддержкой обратились к коптскому патриарху Шенуде III, который в 1994 году поставил для Эритреи пять новых епископов.
Поскольку «развод» между Эфиопией и Эритреей происходил мирно (в обеих странах победили партизаны, сражавшиеся против левого полковника Менгисту Хайле Мариама), то и Эфиопская церковь была вынуждена признать автокефалию Эритрейской православной церкви.
Однако независимая Эритрея не смогла стать процветающей страной. В конце 90-х отношения Эфиопии и Эритреи сильно накалились, в итоге все дошло войны с десятками тысяч погибших. Внутренняя ситуация в стране также крайне печальная. Исайяс Афеверки, провозгласивший независимость страны в 1993 году, до сих пор остается президентом Эритреи. Страна занимает последние строчки в правозащитных рейтингах политической свободы.
Государственный контроль во всех сферах жизни эритрейского общества коснулся и церкви.Патриарху была отведена строго церемониальная роль. Фактическим администратором церкви стал мирянин Йофтахе Диметрос, с функциями дореволюционного российского обер-прокурора или советского «уполномоченного».
Против государственного вмешательства выступил патриарх Антоний, интронизированный в 2004 году коптским патриархом Шенудой III. Антоний открыто критиковал правящий режим и отказывался отлучать от церкви верующих политзаключенных. За это в 2006 году его поместили под домашний арест, а в 2007 году заменили новым патриархом Диоскором, легитимность которого не признали другие дохалкидонские церкви и часть верующих в Эритрее. Последней точкой стало сфабрикованное отлучение заключенного Антония от церкви по обвинению в ереси в 2019 году.
Протодиакон Андрей Кураев в своём блоге озаглавил пост о смерти Антония «Сергианство оно и в Африке сергианство». Безусловно, у религиозной политики государства в отношении церкви в Эритрее есть сходства с церковной политикой в раннем СССР. Это и волюнтаристская замена нелояльных иерархов на лояльных, и прещения в отношении верующих-оппозиционеров. Вспоминается и другой российских сюжет: смещение с кафедры, арест и убийство свт. Филиппа Московского за критику политики Ивана Грозного. Но можно найти и более близкие к нашему времени аналогии.
История эритрейской автокефалии с активным участием Коптской церкви, напоминает кейс с появлением Православной церкви Украины при участии Константинополя. Сходные истории можно найти в Северной Македонии и Черногории, где местным властям тоже хочется получить «свою» церковь. Примеры давления на священнослужителей и верующих со стороны украинских властей и спецслужб в наше время хорошо известны.
Полное подчинение церковной жизни интересам государства — обратная сторона чаяний своей национальной церковной юрисдикции, что в Восточной Европе, что в Африке.
Комментарии (0)