Православная церковь и протесты в Белоруссии

  • Белоруссия
  • 14.Авг ‘20
  • 4.67
  • 1853
  • 0
Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

комментарий руководителя религиозной редакции телеканала «Царьград» Михаила Тюренкова для «Религии сегодня»

РСМихаил Анатольевич, как Вы оцениваете тот факт, что все большее число клириков и прихожан Белорусской Православной Церкви вовлекается в протестное движение? Как Вам кажется, могут ли священнослужители и миряне примкнуть к оппозиционному движению, если считают, что действующая власть игнорирует волеизъявление народа? Естественно, мы подразумеваем, что участие в оппозиционном движении носит мирный и ненасильственный характер.

МТ — Для начала я хотел бы поблагодарить канал «Религия сегодня» за небезразличие к сегодняшней религиозно-политической ситуации в Белоруссии, чрезвычайно важной и, нужно сказать, чрезвычайно опасной для Русской Православной Церкви и вообще для исторической судьбы всей русской цивилизации.

К сожалению, это не громкие слова: аналогия с Украиной хотя и не является 100%-ной, но итоговая цель одна: через недовольство простого народа действующей властью и действительно очень непростым социально-экономическим положением в республике не просто сменить правящий режим на более «демократичный», но и изменить внешнеполитический вектор. На примере той же Украины очевидно, что её «европейский выбор», мягко говоря, отнюдь не улучшил социальную ситуацию в стране, но Белоруссию явно толкают к тому же, несмотря на постоянные присказки «это другое». То есть единственная реальная цель происходящего — геополитическая. Лукашенко слишком непредсказуемый руководитель, и его многолетние «многовекторные» попытки усидеть на двух стульях могли в какой-то момент вновь качнуться в пользу создания не виртуального, а реального Союзного государства с Россией. А это коллективный Запад никак не может допустить.

Что касается Белорусского экзархата Русской Православной Церкви, то для начала хочу заметить, что его самоназвание «Белорусская Православная Церковь», используемое в Белоруссии чуть ли не как единственное, не должно вводить в заблуждение. Это — не только не автокефальная, но и не самоуправляемая и даже не автономная Церковь. Это — экзархат Русской Православной Церкви на территории Белоруссии, обладающий минимальной автономией. Тем не менее, часть духовенства Белорусского экзархата уже много лет стремится к самоуправляемого статусу по примеру той же канонической Украинской Православной Церкви. Повторюсь, речь лишь о части, хотя и весьма активной и политизированной, белорусского духовенства. Именно эти люди делают всё, чтобы медленно, но верно Белорусский экзархат, что называется, «белорусифицировался». Отсюда — перевод и издание Священного Писания и богослужебных текстов на белорусском языке. Языке не просто абсолютного меньшинства граждан Белоруссии, но языке искусственном и чрезвычайно политизированном — абсолютное большинство тех, кто использует его в повседневной речи, а это в лучшем случае — считанные проценты населения, делают это из политических русофобских (или, мягче, антимосковских) соображений. Именно эти люди используют в качестве «религиозного гимна Белоруссии» песню «Магутны Божа», написанную белорусскими коллаборантами (подчеркну: прямыми пособниками нацистов!) в годы Великой Отечественной войны. Наконец, именно эти люди занимаются активными экуменическими контактами с представителями Римско-католической церкви, традиционно имеющей в Белоруссии очень сильные позиции. При этом именно они делают всё, чтобы приостановить процесс канонизации митрополита Иосифа (Семашко) и архиепископа Михаила (Голубовича), в XIX веке вернувших из греко-католической унии в Православие миллионы белорусов. Именно это чрезвычайно активное и политизированное меньшинство духовенства Белорусского экзархата и принимает участие или просто поддерживает нынешние протестные акции. Формально-юридически в последнем нет ничего противозаконного. Но нужно понимать, это не просто ситуативные выступления против персонально Лукашенко и его режима, но четкая ценностная, и я бы даже сказал цивилизационная позиция, которая, если очень сильно упрощать, может свестись к следующей формулировке: «белорусы — не русские», а соответственно и пребывание Белорусского экзархата в Московском Патриархате — лишь временное явление. Конечно, даже самые либеральные, самые прозападные клирики Белоруссии пока открыто не требуют автокефалии по украинскому сценарию, но не нужно быть предсказателем, чтобы спрогнозировать это в недалёком будущем. Особенно, если в Белоруссии произойдёт смена власти на более «проевропейскую», чем нынешний «многовекторный» Бацька.

Что же касается социальной политики последнего и фактов реального недовольства значительной части населения, тот тут сомнений нет, ситуация тяжёлая. Как не могу оправдывать и беззакония белорусских силовиков в отношении протестующих. Но при этом утверждения, что на прошедших президентских выборах Лукашенко украл победу у оппозиции, лично для меня весьма сомнительны. Активное меньшинство всегда кажется большинством. Но это лишь кажимость. И то, что часть духовенства Белорусского экзархата включилась в эту политическую и даже геополитическую борьбу, на мой взгляд, чрезвычайно опасно.

РСКаковы, на Ваш взгляд, могли бы быть реальные действия высших иерархов Белорусской Православной Церкви и Русской Православной Церкви для урегулирования сложившейся ситуации?

МТ — Примирительная позиция Патриаршего экзарха всея Белоруссии митрополита Минского и Заславского Павла, безусловно, вызывает глубочайшее уважение. Вместе с тем мы видим и слышим клириков, поддерживающих акции протеста, но практически не слышим голос тех священнослужителей, которые призывают людей остановиться, не усугублять вражду и ненависть (а последняя проявляется далеко не только со стороны силовиков). Наконец, мы знаем немало высокопоставленных клириков Белорусского экзархата, включая главу его Синодального информационного отдела протоиерея Сергия Лепина, симпатизирующих белорусским либеральным националистам, притом, что сторонники русского православного единства (а таковых среди духовенства Белоруссии немало) практически маргинализированы. Могу привести только два последних показательных примера: недавняя отставка консервативно настроенного ректора Минской духовной семинарии архиепископа Гурия (Апалько), а также фактическое отстранение от активной церковной деятельности автора фундаментального жизнеописания уже упомянутого мной митрополита Иосифа (Семашко) протоиерея Александра Романчука. Увы, таких «кадровых» примеров немало. Боюсь, митрополит Павел находится под очень серьёзным давлением либерально-западнически, а соответственно антироссийски настроенного духовенства.

При этом очень странно, что на улицах всех белорусских городов и крупных сёл, рядом с храмами, но именно на улицах, не совершаются православные молебны с прошениями о даровании мира многострадальной земле Белой Руси.

РСВ большинстве стран СНГ Православная церковь так или иначе интегрирована в политические процессы. Как Вы считаете, в случае конфликта между элитами и оппозицией, затрагивающем и широкие народные массы, когда все общество разделено на два лагеря, должна ли церковь (как общественный институт) выступать:

 1 на стороне действующей власти, с которой уже установлены хорошие контакты;

 2 на стороне оппозиции, с расчётом на то, что при ее победе церковь сможет наладить не менее продуктивные отношения с новой властью;

 3 занять выжидательную позицию, гарантирующую политический иммунитет, но чреватую негативной реакций со стороны рядовых членов церкви, ждущих от пастырей более активного участия в жизни страны?

МТ — Вопреки набившим оскомину утверждениям, Церковь не «вне политики», а «над политикой». Конечно, и в Ромейском Царстве (Византийской Империи), и в Царстве Московском (Третьем Риме), и в сегодняшних осколках Российской Империи и Советского Союза церковно-государственная координация в разной степени, но далека от идеала симфонии властей. Понятно, что представители священноначалия зачастую связаны, а нередко и зависимы от светских правителей. Но это не должно мешать проповеди Слова Божия, в том числе и в тех моментах, когда оно обличает чиновников и их беззакония. Другое дело, что это должна быть именно проповедь, а не прикрытые евангельскими и святоотеческими цитатами политические лозунги и призывы из уст священнослужителей. К сожалению, последние сегодня очень часто можно услышать от прозападно настроенных клириков Белорусского экзархата.

Вместе с тем я абсолютно убеждён, что нашим архиереям стоит чаще исполнять долг печалования перед светскими властями о насущных проблемах и нуждах своей паствы. Быть ближе к ней, то есть подлинными отцами, готовыми выслушать и поддержать, а не некой «учащей Церковью», призванной только учить, «вязать и решить». И это отнюдь не «демократизация», не либеральное обновленчество, но исконный соборный, общинный принцип церковной жизни. К слову, во многом сохранившийся у старообрядцев, с которых в данном отношении точно стоит брать пример.

Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Комментарии (0)

Добавить комментарий