Проблемы полковых имамов в России

  • ЦДУМ
  • 05.Сен ‘20
  • 0
  • 607
  • 0
Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

26 августа в Духовно-просветительаком центре при Главном храме Вооруженных сил РФ состоялся круглый стол «Военное духовенство: история, современность, перспективы развития». Русскую Православную Церковь представил председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами РФ епископ Клинский Стефан. Федерацию еврейских общин России представил раввин Аарон Гуревич – руководитель департамента ФЕОР по взаимодействию с Вооружёнными Силами РФ, МЧС, правоохранительными органами и ветеранскими организациями. Со стороны мусульман выступили председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Верховный муфтий России Талгат Таджутдин и ректор Российского исламского университета в Уфе Артур Сулейманов. Верховное руководство Российской Армии представил начальник Главного военно-политического управления Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Андрей Картаполов
Примечательно, что всю совокупность мусульманской уммы, включающей в себя муфтияты различных юрисдикций, представляло лишь ЦДУМ. Почему так?
Институт военного духовенства в Российской армии был возрожден в 2009 году решением Президента РФ Дмитрия Медведева, который по совместительству занимал пост Верховного Главнокомандующего РФ. Прежде  для духовенства штатных должностей в ВС РФ не предусматривалось, даже несмотря на то, что Синодальный отдел РПЦ по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами существовал ещё с 1995 года. Однако взаимодействие армии с духовенством происходило либо в частном порядке на уровне регионов, либо путем заключения соглашений о сотрудничестве между отдельными епархиями с конкретными воинскими частями и военными учебными заведениями. Зачастую инициатива таких соглашений исходила в большей степени от самих военнослужащих, чем от религиозных организаций. 
Некоторые муфтияты ведут такую же практику духовного окормления военнослужащих-мусульман в провинциях, но она носит скорее внесистемный и разовый характер. Обычно эту функцию выполняют имамы, которые в прошлом были военными. Например, в Татарстане такую деятельность ведёт имам села Кзыл-Байрак Верхнеуслонского района Татарстана Тимур хазрат Ибрагимов, подполковник МВД, участник войны в Афганистане. Он окормляет курсантов Казанского танкового училища. Подобной деятельностью в Челябинске занимается муфтий Вугар Акперов, старший прапорщик в отставке. Благодаря его усилиям на территории воинской части в поселке Новогорный была построена мечеть. Можно констатировать, что мусульманское духовенство, не входящее в ЦДУМ, на практике ведёт духовно-патриотическое воспитание российских военнослужащих.
Однако, согласно статистическим данным за 2018 год, на 267 штатных единиц военного духовенства, из которых задействовано лишь 149 единиц, приходится всего 2 имама и 1 лама. Оставшиеся 146 мест занимают православные священники.  Очевидно, что доля мусульманского военного духовенства в российской армии критически мала. Одна из причин такого положения дел связана с отсутствием профессиональных кадров. Упомянутые выше 72-летний Тимур хазрат Ибрагимов и 58-летний Вугар хазрат Акперов  – люди пожилого возраста. Необходимы новые кадры зрелого поколения.
Талгат Таджутдин организовал подготовку военного духовенства на базе Российского исламского университета в Уфе только в 2012 году. Первый выпуск полковых имамов в количестве 6 человек состоялся в сентябре 2015 года. Однако на практике выпускники сталкиваются как с проблемами понимания важности религиозного окормления служащих мусульман  среди руководства, так и с проблемами трудоустройства, которые вызваны личностными взаимоотношениями между полковыми имамами, военнослужащими и руководством частей. Например, уже известный читателю татарский имам Тимур хазрат Ибрагимов после смены начальника Казанского высшего танкового командного училища в 2017 году, по его словам, столкнулся с тем, что его не приглашают для проведения встреч с курсантами. Сам Ибрагимов в силу возраста в штат так и не был зачислен.
На текущий день из выпускников РИУ ЦДУМ в армии работают лишь Али хазрат Шамшетдинов и Ильдар хазрат Синдикаев. Действуют они исключительно в тех регионах, где есть муфтияты, входящие в юрисдикцию ЦДУМ, что свидетельствует о крайне слабом географическом задействовании выпускников курсов. 
Основная проблема, с которой сталкивается институт мусульманского военного духовенства в современной российской армии, сводится к отсутствию качественных методических рекомендаций по работе с военнослужащими-мусульманами во всех подразделениях ВС РФ, которые были бы понятны человеку любой конфессиональной принадлежности. До тех пор, пока подобные рекомендации не будут обнародованы, инициативы по предоставлению халяльного питания для военных или функционирования мечетей и молельных комнат на территории армейских подразделений будут оставаться на личное усмотрение руководства той или иной воинской части или военного училища.
Но почему же российская армия в качестве единственного партнёра для подготовки мусульманского военного духовенства рассматривает только ЦДУМ? Это связано с тем, что у Верховного Главнокомандующего президента России Владимира Путина есть персональные отношения только с председателем ЦДУМ Талгатом Таджутдином. Лишь он был удостоен личных аудиенций с Президентом, к нему с личным визитом приезжал Дмитрий Медведев, будучи на посту Президента РФ. Армейское командование ориентируется на Главнокомандующего ВС РФ, и именно поэтому ЦДУМ, который является единственным муфтиятом, выпускающим полковых имамов, будет ещё долгое время выступать в роли надежного партнера ВС РФ.

Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Комментарии (0)

Добавить комментарий