Противостояние Православной церкви Молдовы и руководства республики выходит на новый уровень
- Молдавия
- 21.Май ‘20
- 0
- 1063
- 0
Трещина в отношения началась с одновременным распространением в стране коронавируса и наступлением пасхальных праздников.
17 марта парламент Молдавии ввел чрезвычайное положение, запретив все массовые религиозные мероприятия. Практически сразу же Православная церковь Молдовы (Московского Патриархата) заявила, что не собирается закрывать храмы для прихожан. Перед Пасхой состоялась встреча президента Молдовы Игоря Додона и митрополита Владимира Кантаряна. После нее пресс-секретарь Молдавской церкви протоиерей Вадим Кейбаш заявил, что руководство республики обещало финансовую помощь церкви; как подразумевалось, взамен церковь окажет полную лояльность решениям Кишинёва. В итоге, Пасхальные службы прошли (преимущественно) в закрытых храмах без прихожан.
А потом премьер-министр Ион Кику заявил: «Мы не вели переговоров с митрополией и нет никакого взаимодействия между государством и церковью. Церковь — это не предприниматель, мы не имеем к ним никакого отношения и никаких разговоров о помощи или пособиях не было».
Церковное руководство было явно не готово к такому развитию событий, и 28 апреля митрополит Владимир издает крайне жесткое официальное обращение к премьеру Кику: «Уважаемый премьер-министр… Мы с большой обеспокоенностью отмечаем, что мы подвергались жестоким мерам во время Пасхи… Призываю умерить враждебное отношение и обесценивание церкви, униженной и поставленной на колени в последнее время, потому что она является колыбелью нашего существования как народа».
Реакция премьера на этот первый выпад со стороны церкви была довольно сдержанная и по-своему изящная; в своем Фейсбуке он написал: «Я кланяюсь всем за эту поддержку, и на этапе, когда мы сможем ходить в церкви, я приду помолиться Богу о прощении грехов».
Но Православная церковь Молдовы решала докрутить вопрос и 19 мая издала официальное обращение Синода, в котором, помимо одиозных заявлений о «глобальной антихристовой системе микрочипирования людей и их контролировании с помощью технологии 5G», поставила премьеру Иону Кику ультиматум: или открывайте церкви, или «мы берем на себя каноническое и моральное право исключить Вас из поминальных списков и молитв. Не сражайтесь против Церкви … Вы никогда не выйдете победителем».
Премьер вновь ответил на официальное обращение к нему со стороны церкви в своем Фейсбуке (что само по себе весьма показательно): «Этот кризис напоминает нам о том, как важно восстановить систему образования в стране. В просвещенном обществе такие «предупреждения» не появлялись бы. … Будем молиться за ясность ума и здоровье людей, в том числе бюрократов и служителей церкви».
Обвинения церковников в «мракобесии» вызывают в памяти риторику французских просветителей и «Союза воинствующих безбожников», но здесь, конечно, налицо просчет руководства Молдавской церкви. Если уж они и решили встать на путь жесткой конфронтации с властью, то необходимо было хотя бы на время воздержаться от того, чтобы возводить конспирологические теории в ранг официальной позиции.
Роль православия в Молдавии очень высока, но (как и на Украине) Православная церковь Молдовы (Московского Патриархата) – не единственная структура. В стране действует митрополия Румынской церкви (в которую входят от 10 до 20% православных молдаван) и целый ряд неканонических общин. Сможет ли митрополит Владимир одержать верх в борьбе с премьером? Ведь республиканское руководство может просто переключиться на альтернативные структуры и помимо Украины и Черногории на карте православного мира появится новый очаг вражды.
Комментарии (0)