Роль церкви в «прекрасной России будущего»
- протесты
- 03.Дек ‘19
- 0
- 878
- 0
30 ноября в Москве прошел традиционный съезд провластных либералов и умеренных оппозиционеров — VII Общероссийский гражданский форум. Форум проводится по инициативе председателя Счетной палаты Алексея Кудрина.
Нас заинтересовала секция «Свобода. Выборы. Общее дело». Программа этой секции гласит: «В 2019 году сомнения в честности выборов привели к массовым акциям протеста и политизации различных профессиональных сообществ: студентов, ученых, священников, учителей, артистов и других». В ходе работы форума эксперты разработали свод правил для различных «профессиональных сообществ» по созданию условий проведения честных выборов в России.
На стр. 11 эксперты ОГФ предлагают пять правил для священнослужителей:
- В своих проповедях призывать быть честными перед обществом, в том числе и во время выборов, призывать не участвовать в совершении нарушений на выборах (помня о том, что агитация и иное непосредственное участие религиозных организаций в выборах запрещены законом), подчеркивать первенство основных добродетелей, греховность лжесвидетельства и гнева.
- Напоминать верующим о том, что справедливость общественного устройства зависит от гражданской честности каждого человека.
- Призывать к взаимной терпимости людей различных политических взглядов, напоминая, что все они сограждане одного отечества и могут вести политическое соперничество только правовыми и нравственно оправданными методами.
- Укрывать людей в храмах от насилия.
- Публично осуждать преследование по идеологическим и политическим мотивам.
Что это нам говорит?
Во-первых, умеренная оппозиция начинает признавать определенную роль священнослужителей в организации общественной жизни и искать методы работы с церковью. Ранее одним из идеологических столпов российского либерализма был секуляризм, иногда переходящий в открытый антиклерикализм. Однако после того, как иером. Иоанн Гуайта укрыл в храме участников уличных протестов, а более сотни священников по всей России выступили с письмом в поддержку членов «московского дела», оппозиционное движение поняло, что продуктивный диалог с некоторыми представителями духовенства не просто возможен, но и весьма полезен.
Во-вторых, мы видим очертания новой «политической теологии» т.н. «прекрасной России будущего». Политики – левые, правые или центристы — всегда рассматривают церковь как дополнительный институт регуляции общественной жизни и пытаются навязать ей свой политический дискурс. Поэтому сейчас священнослужители много говорят, например, о Великой Победе 1945 года и роли церкви в воспитании доблестных воинов. А в будущем будут говорить о важности «гражданской честности каждого человека» и «взаимной терпимости людей различных взглядов». А пока что у нас есть уникальная возможность понаблюдать, как формируется эта новая идеологема.
Комментарии (0)