Страсти вокруг тафсира «Калям Шариф» набирают обороты
- Россия
- 25.Фев ‘21
- 0
- 599
- 0
Страсти вокруг тафсира «Калям Шариф», выпущенного ДУМ Татарстана, продолжают набирать обороты.
Со стороны салафитов (по разным сведениям, инициировали ее поборники «чистого ислама» из села Белозерье Республики Мордовия) звучат еще более агрессивные призывы к сожжению всего тиража толкования Корана.
Напомним, что поводом для такой реакции стал комментарий к 5-му аяту 79-й суры Корана, где говорится об «испрашивании помощи у обитателей могил», что дало повод в обвинении составителей тафсира в «ширке» (подробно об этом мы писали здесь).
При этом данный комментарий приведен только в татароязычной версии тафсира, и он отсутствует в русскоязычной версии.
Оказавшись в затруднительной ситуации, ДУМ Татарстана мобилизовал целый пул богословов, который принялся прояснять значение этого комментария и категорически отрицать эти обвинения
Со своими обширными пояснениями выступил казый Казани Булат Мубараков, дагестанский богослов Абу Али аль-Ашари (Рашид Исаев) и преподаватель Болгарской исламской академии шейх Сайф аль-Асри из Йемена.
В дискуссию попытался даже влезть Фидаиль Яруллин, автор собственного тафсира «Форкан», написанного с салафитских позиций.
Примечательно, что канал «Мулла бабай» увидел в реакции Фидаиля Яруллина определенный маркетинговый ход: мягко «уколоть» тафсир «Калям Шариф», чтобы предложить ему на замену свой тафсир «Форкан», не пользующийся таким коммерческим спросом.
Однако вынужденные оправдания команды Самигуллина еще больше раззадоривали салафитов, которые не сбавляли накала своей критики.
В итоге муфтий Татарстана вынужден был честно признать этот комментарий ошибкой составителей (см здесь и здесь), сказав, что, писать комментарий на комментарий выглядит откровенно нелепо, проще согласиться, что это неудачное толкование и лучше бы его не было в татароязычной версии тафсира, как его нет в русскоязычной.
При этом Самигуллин не исключил, что возможны варианты нового переиздания либо без этого комментария, либо с более расширенным и детальным пояснением, чтобы не было кривотолков и сумятицы.
Со своей стороны, мы отметим, что умение признать ошибку — это по-своему мужество.
И Самигуллин не стал занимать позицию «пусть как-то оно само рассосется», а честно признал промах, хоть и попытался еще раз дать пояснение смысла этого комментария.
Ошибаться может каждый, в этом нет ничего ужасного, к тому же коллектив составителей тафсира (а это не только лично Самигуллин, но и другие богословы) открыт к предложениям других компетентных богословов-корановедов, как сделать тафсир «Калям Шариф» более точным.
Например, можно организовать специальную корановедческую конференцию, куда пригласить специалистов по тафсирам, чтобы в будущих изданиях «Калям Шариф» избежать таких спорных моментов.
Комментарии (0)