Суррогатному материнству – бой!
- Россия
- 16.Июн ‘21
- 0
- 731
- 0
11 июня в Государственную Думу был внесён законопроект о запрете суррогатного материнства для иностранцев.
Группа депутатов ГД (П.О. Толстой, В.И. Пискарев, Н.Г. Земцов, И.А. Юмашева) и сенатор РФ М.Н. Павлова предлагают внести поправки в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и Семейный кодекс РФ, касающихся регулирования суррогатного материнства.
Негативное отношение православной Церкви к суррогатному материнству было сформулировано ещё в 2008 году в «Основах социальной концепции» и с тех пор никогда не изменялось. Сразу же после публикации законопроекта его публично поддержал председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Федор Лукьянов.
Примечательно, что за месяц до подачи законопроекта, 12-13 мая 2021 года, в Пятигорске прошел международный круглый стол «Вопросы биоэтики: христианский ответ», одним из организаторов которого выступил СИНФО (aka ОВЦОСМИ). Законопроект о суррогатном материнстве был внесён при активной поддержке РПЦ, а идея ввести ограничения для иностранных граждан и вовсе принадлежала патриарху Кириллу.
На сегодняшний момент законодательство РФ позволяет заключать договор о суррогатном материнстве между суррогатной матерью и «и потенциальными родителями, … либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям».
Потенциальным родителем сегодня может стать любая пара или женщина, которые не могут иметь ребёнка – не зависимо от их гражданства и семейного статуса (они не обязательно должны состоять в официальном браке).
Любопытно, что в законе ничего не сказано про мужчин-одиночек.
С одной стороны, закон не предусматривает такой возможности для мужчин, а с другой стороны, согласно Конституции РФ, мужчина и женщина имеют равные права и свободы. Руководствуясь этим принципом Конституции, при возникновении подобных недоразумений суд, как правило, становится на сторону мужчины-одиночки. Таким отцом-одиночкой является, например, певец Филипп Киркоров.
Новые поправки призваны внести в законодательство о суррогатном материнстве два существенных изменения.
Во-первых, потенциальные родители ребёнка, рождённого суррогатной матерью, обязательно должны будут находиться в браке (при этом женщина-одиночка, «для которой вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям», также может стать потенциальным родителем).
Во-вторых, хотя бы один из родителей должен будет являться гражданином РФ.
Сегодня в России после рождения ребёнка у суррогатной матери его родителями автоматически записываются лица, указанные в договоре (Семейный кодекс 51.4.). Согласно предлагаемым изменениям, если со времени заключения договора оба или один потенциальный родитель перестанут быть гражданами РФ, стать родителями ребёнка они смогут лишь с согласия суррогатной матери.
В случае же, если на момент рождения ребёнка потенциальные родители гражданами РФ не являются, то ребёнок, даже в случае согласия суррогатной матери на его передачу формальным родителям, в силу рождения на российской территории получит соответствующее гражданство.
В объяснительной записке к законопроекту указывается, что предлагаемые изменения мотивированы заботой о детях.
Депутаты считают недопустимым отношение к матери и ребёнку как к товару, приводят случаи гибели детей из-за того, что суррогатные матери и соответствующие организации не обеспечивали им необходимый уход.
По сути, все изменения можно свести к одному принципу: иностранец может стать родителем «суррогатного» ребёнка только в том случае, если он состоит в законном браке с гражданином РФ.
Основная задача законодателей — привязать детей суррогатной матери к российскому гражданству, чтобы или оба их родителя были гражданами РФ, или он был принят в официальную семью, один из членов которой — гражданин РФ.
Если мы обратимся к законодательству различных государств, то обнаружим, что в мире не существует единого мнения по поводу законности и нравственной допустимости суррогатного материнства.
В общем и целом, существует три законодательные модели:
1. Полный запрет на суррогатное материнство (Германия, Австрия, Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Индия, Китай, Сингапур, некоторые штаты США).
2. Запрет на коммерческое суррогатное материнство (Великобритания, Дания, Канада, Израиль, некоторые штаты в США).
3. Разрешено, в том числе коммерческое (Россия, Украина, Грузия, большинство штатов США).
Христианские конфессии. Католическая и православная церкви однозначно осуждают это явление (причем католическая церковь считает недопустимым ЭКО даже в том случае, если это не нарушает целостности семьи, в то время как в православной церкви искусственное оплодотворение считается возможным при условии, что плод вынашивает сама мать, а оплодотворённые яйцеклетки не уничтожаются).
Среди протестантских конфессий встречаются совершенно различные мнения по этому вопросу, однако наиболее крупные протестантские церкви в России не одобряют эту практику (а некоторые, подобно католикам, считают ЭКО и вовсе недопустимым при любых условиях).
Ислам. Одни направления ислама выступают за полный запрет суррогатного материнства, другиесравнивают его с исламской практикой «молочных матерей». Впрочем, даже во втором случае подчёркивается недопустимость потребительского отношения к женщине или ребёнку. В тех случаях, когда суррогатное материнство предлагается разрешить, особенно подчёркивается, что связь между ребёнком и суррогатной матерью должна сохраняться так же, как сохраняется связь с кормилицей.
Иудаизм относится к этой практике гораздо более лояльно – он не запрещает суррогатное материнство как вынужденную меру, если другие способы рождения ребенка невозможны.
Пожалуй, единственная проблема, которая здесь может возникнуть – это рождение ребёнка от суррогатной матери не еврейского происхождения. Поскольку еврейство определяется по той матери, которая выносила ребёнка, то в случае, если генетические родители евреи, а сама суррогатная мать — не еврейка, то ребёнку придётся проходить проходить гиюр (обряд принятия иудаизма).
С точки зрения не только религиозной, но и светской этики, суррогатное материнство также вызывает вопросы.
С одной стороны, в эпоху защиты различных прав и свобод трудно согласиться с тем, что некоторые люди оказываются лишены возможности иметь собственных детей и не имеют права воспользоваться научными достижениями для решения этой проблемы.
С другой стороны, допустимость использования женщины для вынашивания чужого ребёнка также вызывает серьёзные сомнения.
Несмотря на декларации безопасности и добровольности этого процесса, известно множество случаев, когда женщина оказывалась в роли товара, становясь суррогатной матерью из-за сильной нужды или давления родственников.
По мнению многих специалистов, разлучение матери и ребёнка после родов может пагубно влиять на их душевное здоровье.
Некоторые эксперты считают, что участие многих женщин в программах по искусственному оплодотворению мотивируется комплексом вины и неполноценности.
Этот комплекс, считают они, усиливается после того, как женщина отдаёт рожденного ребёнка другим людям, заставляя её участвовать в программе ЭКО снова и снова для того, чтобы своими будущими страданиями искупить вину перед уже отданным ребёнком.
—
Так или иначе, вопреки позиции некоторых отечественных критиков, принятие закона не ущемит права на получение медицинской помощи, поскольку быть мужчиной (например) – не болезнь, а оплодотворение in vitro – не терапия.
Комментарии (0)