Священная митрополия Абхазии: разморозка конфликта?
- РПЦ
- 24.Авг ‘20
- 0
- 447
- 0
Мы уже писали о непростой ситуации в Абхазии, где за православных прихожан конкурируют две противоборствующие юрисдикции, а третья смотрит из-за границ частично признанной республики осуждающим взглядом. Познакомиться с этой историей можно тут: раз и два. Свой взгляд сегодня также представил телеграм-канал Правблог.
Замороженный за нерентабельностью конфликт может дать ход новому витку игры престолов, если какая-либо из сторон начнёт активные действия.
По сообщениям «Эха Кавказа», процесс запустил президент Аслан Бжания, принявший представителей проконстантинопольской Священной митрополии Абхазии (СМА) и поддержавший идею автокефалии этой структуры.
А теперь о том, почему организация — собственник 16 объектов в непризнанной республике с населением в 243 тыс. человек должна кого-то интересовать.
1. Игроки. История с абхазским православием значима для большого числа церковных и гражданских сил. Это и мировые «престолы» (Фанар, РПЦ), их прокси (СМА, АбхПЦ), и ГПЦ (считающая Абхазию своей канонической территорией) и, наконец гражданские власти Абхазии, Грузии, опосредованно – России и Турции. Для Фанара и РПЦ Абхазия оказывается разменной монетой в глобальном конфликте. Признание ПЦУ церковным Тбилиси в значительной мере зависит от того, какую позицию займет Фанар в абхазском конфликте. Сохранение хотя бы де-юре Сухумской митрополии за собой для ГПЦ является вопросом чести и симпатии грузин окажутся на стороне тех, кто не будет подвергать сомнению законность представлений ГПЦ о своей канонической территории.
2. Момент для разморозки. В нынешней ситуации «разморозка» конфликта точно не приведет к его решению и лишь предоставит возможность большим игрокам давать обещания игрокам более скромных размеров. Для РПЦ нынешний неурегулированный статус («худой мир») куда лучше любых активных обсуждений, так как сепаратные переговоры с ГПЦ вряд ли будут допущены властями РФ, поддерживающей Республику Абхазия. В свою очередь, Фанар в случае разморозки конфликта со стороны властей республики и СМА может поставить условием занятия той или иной позиции в обсуждении признание ПЦУ церковным Тбилиси.
Отметим также, позиция РПЦ о неучастии в смешанных комиссиях с представителями Константинопольского патриархата делает невозможным и её формальное участие в обсуждении абхазского конфликта совместно с СМА и её патронами.
При таком сценарии вероятно признание ПЦУ со стороны ГПЦ при сохранении двух юрисдикций в Абхазии. То есть, еще одно дипломатическое поражение РПЦ на украинском фронте при сохранении status quo на абхазском.
Остается надеяться, что Аслан Бжания уже получил разъяснения товарищей из Москвы о том, что «не спешить» придется еще долго, а поддержка СМА с его стороны останется заботой о памятниках истории и культуры, а не церковно-политическим актом.
PS: Между прочим заметим, что никакого простого «канонического решения» абхазского церковного конфликта не существует и до урегулирования международно-правового статуса этой территории любое решение может быть исключительно результатом компромисса. Но даже это пока маловероятно.
Комментарии (0)