Таврический муфтият: детище «Русской весны» на грани исчезновения

  • Крым
  • 19.Дек ‘21
  • 0
  • 740
  • 0
Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Созданное на волне воссоединения Крыма с Россией в 2014 году Центральное духовное управление мусульман «Таврический муфтият» (муфтий Руслан Саитвалиев) в настоящий момент является единственным примером регионального муфтията в стране, формально не имеющего официальной регистрации и находящегося на грани уничтожения.

муфтий Руслан Саитвалиев

Истоки возникновения этого муфтията берут начало с создания Духовного центра мусульман Крыма 21 августа 2011 года во главе с Ридваном Валиевым. Данная организация возникала как конкурент Духовного управления мусульман Крыма (муфтий Эмирали Аблаев), ориентирующегося в тот период на Меджлис крымскотатарского народа*. С началом «Русской весны» в среде мусульман полуострова возник организационный раскол по отношению к новым политическим реалиям, в которых оказался регион. ДЦМК сразу приветствовал вхождение Крыма в состав России, заняв четкую пророссийскую ориентацию, в отличие от поначалу выжидательной позиции ДУМ Крыма. 21 августа 2014 года был проведен учредительный съезд, на котором было провозглашено создание Центрального духовного управления мусульман Республики Крым «Таврический муфтият», муфтием которого был избран Руслан Саитвалиев, а председателем Энвер Ахтемов. Однако «Таврический муфтият» Саитвалиева не сумел получить регистрацию, несмотря на положительное заключение Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе Минюста России. Причем регистрировать его не стали именно власти Крыма, глава которого Сергей Аксенов, видимо, посчитал, что лучше поддерживать Эмирали Аблаева, поскольку в его подчинении находится большинство общин полуострова. Последний, поняв, что ориентироваться на проукраинский Меджлис крымскотатарского народа* будет себе дороже, стал быстро встраиваться в российскую систему государственно-конфессиональных отношений. 16 февраля 2015 года Аблаев перерегистрировал свой муфтият по российским законам под названием Духовное управление мусульман Республики Крым и г. Севастополь (Таврический муфтият), тем самым позиционируя себя, подобно своим конкурентам, в качестве правопреемника дореволюционного Таврического магометанского духовного правления, созданного в 1794 году при Екатерине II. При этом в отличие от «Таврического муфтията» Саитвалиева, Аблаев распространил юрисдикцию своего ДУМ не только на Республику Крым, но и на Севастополь, ставший отдельным субъектом РФ. С этого времени началась массовая перерегистрация приходов по российским законам: на сегодняшний день в ДУМ Крыма и Севастополя зарегистрировано 262 общины из порядка 350-ти.

муфтий Эмирали Аблаев

Явно желая вытеснить «Таврический муфтият» Саитвалиева, Аблаев стал обвинять последнего в принадлежности к хабашизму – направлению в суфизме, основанного ливанским шейхом Рифаитского и Кадирийского тарикатов Абдуллахом аль-Харари аль-Хабаши (1910–2008), чьим учеником является киевский муфтий ДУМ Украины Ахмед Тамим. Для хабашизма характерно резкое неприятие ваххабизма, запрещенных в России организаций «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами»* и «Братьев-мусульман»*. До событий 2014 года это было особенно заметно широкой антиэкстремистской издательской деятельности, проводимой ДУМ Украины, благодаря чему Киев, наряду с Казанью и Махачкалой, стал крупнейшим центром на постсоветском пространстве по выпуску антиваххабитской литературы на русском языке. Именно благодаря поддержке киевского муфтия Тамима в 2011 году в Крыму был создан Духовный центр мусульман Крыма, ставший предтечей «Таврического муфтията». Учитывая, что на Крымском полуострове в украинский период деятельность ваххабитов, хизб-ут-тахрировцев* и «Братьев-мусульман»* была наиболее активна, ДЦМК выглядел местом консолидации крымских татар, не разделявших эти нетрадиционные для них течения ислама.

Однако после воссоединения Крыма с Россией ситуация несколько поменялась. Во-первых, муфтий Ахмед Тамим после госпереворота на Украине поддержал новые власти в Киеве. Тем самым сошли на нет официальные контакты между ДУМ Киева и ДЦМК и возникшему на его основе «Таврическому муфтияту». Во-вторых, муфтий Саитвалиев и его команда максимально старались отмежеваться от хабашизма, публично подчеркивая свое отличие от этого суфийского течения. Так при принятии Грозненской фетвы 27 августа 2016 года по настоянию ДУМ Крыма и Севастополя в ее текст в число «заблудших сект современности» были включены хабашиты в одном ряду с ваххабитами, игиловцами*, хизб-ут-тахрировацами* и «Братьями-мусульманами»*.

Таврический муфтият муфтия Албаева, занимавший до этого равноудаленность по отношению к российским межрегиональным муфтиятам, с 2021 года начал пользоваться поддержкой Духовного собрания мусульман России (муфтий Альбир Крганов), с которым было заключено соглашение о партнерстве. На сайте ДСМР можно увидеть массу публикаций о деятельности ДУМ Крыма и Севастополя, что означает, что из всех «федеральных» муфтиятов Аблаев ориентируется преимущественно на ДСМР Крганова. Также позиции Аблаева на полуострове укрепляет строительство в Симферополе Соборной мечети, ведущейся при одобрении и поддержке Президента России.

Однако позиции муфтия Саитвалиева значительно пошатнулись не из-за конкуренции между двумя муфтиятами Крыма, а из-за претензий со стороны правоохранительных органов, которые продолжают видеть в Таврическом муфтияте Саитвалиева проводника хабашизма. Как отмечают СМИ, это может стать финальным аккордом в истории муфтията.

На протяжении последних лет «Таврический муфтият» Саитвалиева все более маргинализируется: он не получил со стороны светских властей Крыма возможности зарегистрироваться, имеет в своем подчинении лишь 9 общин, постоянно обвиняется в хабашизме с намеками на аффилированность с ДУМ Украины.  Так «Таврический муфтият» как детище «Русской весны» в Крыму и активный проводник пророссийской линии среди крымских татар оказался спустя 7 лет в аутсайдерах. Обвиняя в экстремизме ваххабитов, хизб-ут-тахрировцев* и «Братьев-мусульман»* в Крыму, «Таврический муфтият» сам оказался перед лицом таких обвинений. Даже былые заслуги 2014 года уже не принимаются в расчет. В случае ликвидации муфтията Саитвалиева в выигрыше окажется только ДУМ Крыма и Севастополя, явно заинтересованный в монополии духовной власти над исламской уммой полуострова. Теоретически, крымским властям было бы выгодно иметь два муфтията в регионе, играя на их конкуренции, сохраняя при этом равноудаленность. Но вопрос сохранения «Таврического муфтията», пусть даже и находящегося в незарегистрированном статусе, остается в подвешенном состоянии.

* Перечисленные организации признаны экстремистскими и террористическим в Российской Федерации, их деятельность запрещена в РФ.

Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Комментарии (0)

Добавить комментарий