ТОП-10 мусульманских лидеров России 2020 года

  • 26.Дек ‘20
  • 5
  • 3266
  • 0
Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

В нашем телеграм-опросе о том, кто является персоной 2020 года в российском исламе приняло участие 1128 человек. Кратко расскажем о каждом из мусульманских лидеров этого года, в соответствии с числом проголосовавших за него человек.

1. Рамзан Кадыров (352 голоса)

Глава Чеченской Республики в 2020 году был наиболее яркой фигурой, обозначившей реакцию российских мусульман на события далеко за пределами России. Это не первый случай, когда Кадыров выступает в роли публичного критика западного секуляризма и европейского понимания свободы слова. В 2015 году Кадыров уже опробовал формат массового митинга против публикации карикатур на пророка Мухаммеда во французских СМИ. В этом году после обезглавливания французского учителя Самюэля Пати из-за того, что педагог продемонстрировал карикатуры, Кадыров публично осудил само убийство, но в то же время резко раскритиковал президента Франции Эммануэля Макрона за то, что тот приказал транслировать карикатуры через проекты на зданиях госучреждений.

2. Нафигулла Аширов (223 голоса)

Глава ДУМ Азиатской части России запомнился в этом году своей публичной критикой ДУМ РФ и персонально Равиля Гайнутдина за фактическую ликвидацию последним Совета муфтиев России. Многочисленные интервью, в которых Аширов обвинял Гайнутдина, раскрыли внутреннюю кухню российских муфтиятов. V съезд ДУМАЧР в Омске переизбрал Аширова на очередные пять лет на пост председателя, а сам он укрепил свое влияние в Европейской части России, открыв представительства в Астрахани, Оренбурге и Саратовской области.

3. Талгат Таджуддин (132 голоса)

В этом году Верховный муфтий России отметил 40-летний юбилей на посту муфтия, его правление стало самым продолжительным за всю историю
«официального» российского ислама. Ранее дольше всех на посту находился первый муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммеджан Хусаинов, возглавлявший муфтият с 1788 1824 год. Из достижений этого года – закрепление своего присутствия на Северном Кавказе путем создания представительства в Ингушетии. Из вероятных неудач – стремление РДУМ Мордовии выйти из юрисдикции ЦДУМ, что пока окончательно не произошло.

4. Альбир Крганов (101 голос)

Председатель ДСМР Альбир Крганов застолбил за собой статус лидера межрелигиозного диалога в российской столице, сумев добиться от властей строительства крупного Межрелигиозного центра в Новой Москве, найдя полную поддержку со стороны РПЦ, ФЕОР и Традиционной сангхи России. Также он создал Центр по правовой защите и социально-культурной адаптации мигрантов, предлагая конструктивно решать эту застарелую проблему.

5. Дамир Мухетдинов (86 голосов)

Первый зампред ДУМ РФ вошел в историю как первый мусульманин, получивший государственную степень доктора теологии. Несмотря на то, что защита его докторской вызвала нарекания со стороны некоторых религиоведов, объективно она состоялась, а сам Дамир хазрат стал первопроходцем в этом направлении исламской теологии в стране.

6. Равиль Гайнутдин (79 голосов)

Для председателя ДУМ РФ, позиционирующего себя в качестве духовного лидера российских мусульман, этот год был как временем успехов, так и серьезных потерь. Из его достижений – укрепление вертикали власти в ДУМ РФ, создание Совета муфтиев ДУМ РФ, территориальная экспансия своего муфтията и обращение к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой поддержать на государственном уровне празднования 1100-летия принятия ислама в Волжской Булгарии в 2022 году. В то же время централизация ДУМ РФ обернулась расколом среди региональных муфтиятов: от Равиль хазрата ушли ДУМ Ивановской области, ДУМ АЧР и ДУМ Башкортостана. В 2021 году Гайнутдину необходимо будет сохранить в своей орбите региональные муфтияты в Поволжье, на Севере России и в Северной Осетии, которые до сих пор не приняли типовые уставы ДУМ РФ.

7. Шамиль Аляутдинов (78 голосов)

Председатель Совета улемов ДУМ РФ Шамиль Аляутдинов в наш рейтинг попадает за счет принятой им фетвы о недопустимости межрелигиозных браков в России, вызвавшей широкий общественный резонанс в этом году. Несмотря на поддержку некоторых авторитетных муфтиев (например, Салаха Межиева), многие деятели российского ислама, даже некоторые члены ДУМ РФ, поспешили дистанцироваться от данного документа.

8. Фярит Ляпин (40 голосов)

Муфтий Ивановской области продемонстрировал многим региональным ДУМ возможность безболезненного выхода из юрисдикции ДУМ РФ и успешного развития собственной региональной автономии без оглядки на московское начальство. Более того, пример Фярит хазрата вызвал больше симпатии к нему со стороны глав региональных ДУМ, когда-то входивших в состав Совета муфтиев России.

9. Иса Хамхоев (19 голосов)

Муфтий Ингушетии показал мусульманской умме необычный прецедент, как один и тот же человек может стать муфтием дважды. До него таких случаев не было: обычно отставка с этого поста всегда означала потерю возможности возвращения вернуться на вершину духовной власти. В 2019 году он в многолетнем противостоянии с тогдашним главой Ингушетии Юнус-беком Евкуровым вышел победителем: последней ушел в отставку. Однако и Хамхоеву через какое-то время пришлось в тактических целях оставить пост, чтобы не стяжать лавры победителя в конфликте духовной и светской власти. Однако сменивший его в кресле главы мусульман этой республики Абдурахман Мартазанов скончался от коронавируса в апреле этого года. Это трагическое стечение обстоятельств позволило Хамхоеву вернуться на пост муфтия Ингушетии.

10. Мукаддас Бибарсов (18 голосов)

Мукаддас хазрат стал первым членом нового Совета муфтиев ДУМ РФ, получил из рук Равиля Гайнутдина орден «За заслуги». Во многом именно лояльность Саратовского муфтия позволило предотвратить кризис организационного единства ДУМ РФ в регионах. С другой стороны, в самой Саратовской области Бибарсову пришлось столкнуться с оппозицией духовенства, недовольного потерей автономии муфтията.

Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Комментарии (0)

Добавить комментарий