ТОП-100 влиятельных мусульман России: вопросы к рейтингу «Бизнес Онлайн»
- 15.Май ‘21
- 5
- 4440
- 1
Редакция казанской интернет-газеты «Бизнес Онлайн» выпустила новый рейтинг ТОП-100 влиятельных мусульман России, который позволяет наглядно увидеть всю многогранность исламского сообщества России.
Как пишет само издание: «Цель рейтинга — объединение и сплочение этого многоцветного, но разобщенного мира». Подобный рейтинг уже составлялся «Бизнес Онлайн» в 2019 году, что позволяет отследить динамику процесса: кто из лидеров уммы приобрел большее влияние, кто сдал позиции, кто пополнил ряды авторитетных мусульман, а кто их них выбыл. Особенно хотелось бы поблагодарить коллег за упоминание рейтинга «Религии сегодня» ТОП-10 муфтиев России.
Несмотря на то, что рейтинги «Бизнес Онлайн» читать всегда интересно, хотелось бы высказать несколько вопросов к изданию, в надежде, что в будущем подобные рейтинги будут еще более качественными. Любое издание вправе само составлять рейтинги популярности, известности, влияния и значимости тех или иных персон в какой-то сфере, и каждый из таких рейтингов будет обладать своими сильными и слабыми сторонами. К последней безусловно будет относиться субъективность подхода, но составление того или иного рейтинга обязательно должно иметь два признака: во-первых, это определенный и четкий критерий отбора тех фигур, кто в него попадает, а во-вторых, это понятность логики расположения их в последовательности по степени важности или значимости. Без этих двух обязательных признаков такой рейтинг не будет иметь своей ценности.
В свой рейтинг 100 влиятельных мусульман России издание включило, наверное, всех, кого принято именовать этническими мусульманами: это духовенство, функционеры различных духовных управлений мусульман, чиновники, депутаты, бизнесмены, общественные деятели, спортсмены, певицы, блоггеры, журналисты, ученые, военные, врачи и т.д.
Недоумение, которое неизбежно возникает при анализе рейтинга, следующее: а по какому принципу он составлялся? Ведь должен существовать какой-то критерий, который бы позволял включить людей в этот ТОП, причем не просто включить, но и поставить на определенное место. Увы, редакция «Бизнес Онлайн» никак не объясняет этого. И это еще больше порождает вопросы: например, если включение, допустим, религиозных и ряда общественных деятелей, журналистов, некоторых политиков, определенных чиновников и бизнесменов не вызывает вопросов, поскольку они в разной степени влияют на ситуацию внутри исламской уммы России, то вот остальные персоны, по-видимому, включались по принципу того, что они — этнические мусульмане и только. Какое влияние на мусульман может оказывать 15-летняя фигуристка Камила Валиева, выступающая на соревнованиях? Но по логике редакции «Бизнес Онлайн» она однозначно входит в ТОП-100 мусульман России. Также непонятно, почему в число самых влиятельных мусульман России включили актера со скандальной репутацией Марата Башарова, олимпийскую чемпионку по фигурному катанию Алину Загитову, татарского певца Рената Ибрагимова, научного руководителя Института океанологии РАН Роберта Нигматуллина, гендиректора центра «Самбо-70» Рената Лайшева (он, кстати, депутат Мосгордумы), и других подобных персонажей? Причем они не просто включены в эту сотню, но зачастую даже стоят впереди исламских религиозных деятелей, которые реально имеют влияние на мусульман и порой определяют лицо российского ислама.
В рейтинг «Бизнес Онлайн» включено много государственных чиновников как действующих, так и уже нет (от вице-премьера России Марата Хуснуллина, который, кстати, занимает там 1-е место, и это еще можно понять тем, что он возглавил оргкомитет по празднованию 1100-летнего юбилея принятия ислама в Волжской Булгарии, до бывшего начальника разведуправления Росгвардии Казимира Боташева), но в свой ТОП-100 мусульман России редакция «Бизнес Онлайн» не стала включать главу Центробанка РФ Эльвиру Набиуллину, зато внесла певицу Алсу Абрамову (Сафину) или кардиохирурга Рената Акчурина? Если включили певицу Алсу, то отчего забыли про Тимати (Тимура Юнусова) и Моргенштерна (Алишера Валеева)?
Также не вполне понятно, почему в рейтинг включили гражданина Азербайджана Эльмира Кулиева, постоянно проживающего в Турции. Последний известен как переводчик Корана и автор многих книг, написанных с салафитской интерпретацией исламского вероучения. Но россиянином он не является, то есть он уже в силу своего гражданства не должен попадать в этот рейтинг. Но даже если согласиться, что Кулиев оказывает влияние на российских мусульман (а он, безусловно, оказывает), то отчего в рейтинге не нашлось место гражданину России, суфийскому богослову из Дагестана Рашиду Исаеву (Абу Али аль-Ашари), который через свой портал «Дарульфикр.ру» оказывает никак не меньше, чем Кулиев, влияния на почитателей своего творчества, а его книги и аудио-лекции в огромном количестве пользуются популярностью среди российских мусульман? Ответа на это редакция «Бизнес Онлайн» не дает.
Неоднозначным остается отбор спортсменов, включенных в этот рейтинг. Одно дело, когда в ТОП помещают бойца смешанных единоборств Хабиба Нурмагомедова, который открыто и подчеркнуто позиционирует себя как практикующий мусульманин, иногда делает публичные заявления, которые так или иначе связаны с исламской тематикой. Но вместе с ним в этот рейтинг включили хоккеиста казанской команды «Ак Барс» Альберта Яруллина, на том лишь основании, что он читает намаз. При всем уважении к нему лично, может ли кто-то вспомнить, что именно Яруллин сделал, чтобы его включили в ТОП-100 влиятельных мусульман России? Почему же тогда не включили никого из хоккейной команды «Салават Юлаев» из Уфы или грозненского футбольного клуба «Ахмат», ведь там все участники читают намаз? Или все дело в том, что интернет-газета «Бизнес Онлайн» имеет прописку в Казани?
Такие же нарекания можно перечислить при включении в рейтинг лидеров национальных организаций. В рейтинге «Бизнес Онлайн» нашлось место председателю президиума Российского конгресса народов Кавказа Алию Тоторкулову, но почему там нет председателя Национального совета Всемирного конгресса татар Василя Шайхразиева, который, на минуточку, вице-премьер Татарстана. Почему официальный лидер главной татарской национальной организации в мире, да еще к тому же высокопоставленный чиновник Татарстана не является влиятельным мусульманином? Помимо этого, существуют еще председатели Всемирного курултая башкир, Всемирного конгресса чеченского народа и аналогичных национально-культурных объединений российских этносов, исповедующих ислам, которым место в рейтинге тоже не нашлось.
Аналогичные претензии возникают при включении в рейтинг неофициальных лидеров общественного мнения среди мусульман России. Если присутствие блоггера Расула Тавдирякова, публициста Рустама Батрова, политолога Руслана Курбанова вполне уместно и оправданно, то почему там нет публициста Харуна (Вадима) Сидорова и главного редактора портала «Голос ислама» Хамзы (Дмитрия) Черноморченко? Даже если их позиция может кому-то не нравиться, объективно они все же оказывают влияние на определенную часть российских мусульман, заметно присутствуя в русскоязычном медийном поле. Если их не стали включать только потому, что они эмигрировали из России, то как тогда в рейтинге оказался живущий в Стамбуле Эльмир Кулиев?
Главный и существенный недостаток рейтинга «Бизнес Онлайн» — полное отсутствие критерия, по которому его составляли. Ведь включать в этот список только лишь потому, что некоторые люди являются этническими мусульманами, как минимум, не вполне корректно (заметим, что далеко не все из них практикующие верующие, а у многих трудно понять в чем конкретно проявляется их влияние как мусульман). Особенно странным смотрится, например, тот факт, что в этот рейтинг попал журналист и лидер Российской партии социальной справедливости Максим Шевченко: его, конечно, подозревают в том, что он принял ислам, но сам Максим Леонардович никогда сам себя публично мусульманином не обозначал, а, наоборот, старался подчеркивать, что он – православный христианин. И включать его в этот рейтинг, да еще под номером 29 (sic!), как минимум, странно. Да и выходит, что он по степени влияния, с точки зрения редакции «Бизнес Онлайн», стоит выше, чем, например, и.о. ректора Болгарской исламской академии Айнур Тимерханов (тот вообще занимает 79-е место) – главного исламского вуза в России. Интересно, сам Шевченко в курсе, что в Казани его считают одним из самых влиятельных мусульман России?
Естественно, рейтинги всегда носят отпечаток субъективности. Рейтинги «Религии сегодня»: ТОП-10 муфтиев России и ТОП-10 мусульманских лидеров России 2020 года, — не являются исключением. Однако мы пытались разработать прозрачные формальные критерии. В первом случае в рейтинг вошли исключительно муфтии, а во втором – определялась персона 2020 года, которая своими заявлениями, действиями и поступками заслужила попадания в этот рейтинг (и помимо муфтиев, там оказались и чиновники). А, во-вторых, определялись критерии того, какое место в рейтинге занимает тот или иной человек: так, при составлении ТОП-10 муфтиев России мы исходили из критерия количества мечетей, находящихся в юрисдикции каждого (поэтому председатель ДУМ РФ Равиль Гайнутдин, у которого 350 мечетей, на 6-месте, а муфтий Дагестана Ахмад Абдулаев с 2 тыс. мечетей на 1-м месте; у «Бизнес Онлайн» Гайнутдин – на 2 месте, а Абдуллаев – на 10-м), а при составлении ТОП-10 мусульманских лидеров России мы предварительно провели голосование среди читателей, и на этом основании расставили их в определенной последовательности. ТОП-100 влиятельных мусульман России по версии «Бизнес Онлайн», к сожалению, не имеет ни прозрачных критериев отбора (это «сборная солянка», причем грубо составленная), ни понятной расстановки от первого до сотового места. Создается ощущение, что составители рейтинга руководствовались следующим отбором: несколько глав регионов, госчиновников, силовиков, депутатов и олигархов, чуть побольше муфтиев и имамов, парочку актеров и эстрадных певцов, кого-то из ученых и спортсменов, по чуть-чуть журналистов, блоггеров и публицистов, так и наберется сотня человек. Главное – чтобы их имена были на слуху, и они были этническими мусульманами.
Справедливости ради отметим, что и сама редакция «Бизнес Онлайн» в конце публикации своего рейтинга признается, что он во многом носит субъективный характер. Повторим: да, каждый рейтинг носит субъективно-оценочный характер, но у него должен быть четкий и понятный критерий отбора, чтобы потом за его составление не было бы стыдно. Надеемся, что в будущем коллеги смогут разработать более формальные критерии отбора и расстановки, и порадовать всех нас новым рейтингом.
Комментарии (1)
«Бизнес Онлайн» свои рейтинги составляет за деньги: кто заплатит, того и включат.