Как российские муфтии комментировали теракты в Европе
- этнополитика
- 09.Ноя ‘20
- 0
- 583
- 0
Теракты во Франции и действия президента Эммануэля Макрона вызвали сильную реакцию во всем мире. Вполне предсказуемо, на эти события отреагировали лидеры российской уммы, при этом заявления российских муфтиев несколько отличались друг от друга по тональности.
Так муфтий Чечни Салах Межиев назвал президента Франции Эммануэля Макрона «террористом №1 в мире».
Жесткая риторика чеченского муфтия была близка позиции главы Чечни Рамзана Кадырова, который выразил осуждение действиям террористов, но при этом обрушился с критикой в адрес президента Франции, обвинив его в том, что он «идет против мусульман всего мира».
Слова Кадырова явно не понравились в Кремле, где ему через пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова напомнили, что главы регионов не вправе комментировать внешнеполитическую повестку, идущую вразрез с позицией Москвы.
Однако Кадыров парировал тем, что он выступал не как глава Чечни, а как частное лицо, как неравнодушный мусульманин.
Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин в своем заявлении о французском президенте был близок по тональности с чеченскому муфтию: по его мнению, те, кто поддерживают карикатуры на Мухаммеда, «жалкие моральные уродцы, ничтожества, стремительно деградирующие от собственной бездуховности».
При этом татарстанский муфтий не стал осуждать теракты в европейских городах, что дало повод казанскому правозащитнику Еркену Сарсембаеву написать письма в Генрокуратуру и Следственный комитет РФ с просьбой дать оценку позиции Самигуллину.
Если эмоциональные заявления нестарых муфтиев Чечни и Татарстана можно списать на их возраст (Межиеву 44 года, а Самигуллину 35 лет) и желание быть в роли обвинителей французского президента, то их старшие коллеги проявили большую сдержанность.
Так, 72-летний муфтий ЦДУМ Талгат Таджуддин осудил теракты в Европе, выразил свое сочувствие и заявил, что верующим разных религий не стоит объявлять друг другу войну из-за рисунков.
Близко к этой сдержанной позиции высказался и 61-летний муфтий ДУМ РФ Равиль Гайнутдин, осудивший теракты и выразивший соболезнование родным погибших людей, считая публикации карикатур провокацией, которая разочаровала мусульман, но не должна быть поводом для терактов.
Схожим по тональности было заявление муфтия Духовного собрания мусульман России Альбира Крганова, который выразил и соболезнование, и осуждение терактов, призвав мусульман быть сдержанными и не поддаваться эмоциям.
Таким образом, российские муфтии по-разному отреагировали на теракты в Европе и публикации карикатур на пророка Мухаммеда: некоторые сделали акцент на обвинении французского президента, переложив на него вину за теракты, другие нашли слова сочувствия жертвам преступлений на почве религиозной ненависти и призвали к сдержанной реакции на высмеивание основателя ислама, считая, что это не должно быть поводом для оправдания насилия.
Комментарии (0)