Неточности в исследовании ВШЭ об исламе на севере России
- Россия
- 20.Фев ‘21
- 0
- 309
- 0
Проведенное в Институте социальной политики Высшей школы экономики исследование «Новый российский ислам: мигранты-мусульмане на Севере», о котором писал канал «Акценты» , вызывает много вопросов.
При внимательном ознакомлении с результатами этой научно-исследовательской работы, выполненной коллективом российских и зарубежных исследователей, становится видно, что некоторые данные, на основе которых делались выводы, просто устарели, не говоря уже о наличии некоторых фактических ошибках.
Во-первых, утверждение, что в Тюменской области, включая Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, действует 94 официальные мусульманские организации, что количественно больше, чем в Чечне.
Да, в Чеченской Республике, согласно данным Минюста РФ, сейчас зарегистрированы 32 мусульманские религиозные организации, из которых 1 – Централизованная религиозная организация (ДУМ Чеченской Республики), 2 исламских вуза, 16 медресе и 13 приходов мечетей, но при этом в Чечне более 1 тыс. мечетей, не имеющих регистрации.
Не хотят же исследователи из ВШЭ сказать, что в Чечне всего 13 мечетей? Поэтому сравнение совершенно некорректное.
К тому же цифра в 94 официальные мусульманские организации в Тюменской области – это без учета Ямала и Югры, поскольку в ХМАО действую 31 мусульманская зарегистрированная организация, а в ЯНАО имеется 16 зарегистрированных мусульманских организаций.
Тут банальная ошибка в цифрах.
Во-вторых, в исследовании присутствуют устаревшие данные по юрисдикции мечетей на севере России. Так, например, в 2021 году, когда состоялась презентация этого исследования, до сих пор фигурирует упоминание о Совете муфтиев России как конкуренте ЦДУМ на севере страны.
Однако уже в прошлом году СМР де-факто перестал существовать: мусульманские общины в Мурманской области, Республики Коми, Карелии и Тюменской области де-юре независимы от Равиля Гайнутдина (в его полной юрисдикции существует лишь Архангельская область), аналогично и в отношении общин ДУМАЧР в Якутии и Тюменской области.
Община в Магадане входит в «Казанский муфтият», который с 2011 года является самостоятельным от СМР. Более того, в исследовании не упоминается, что мечети Югры находятся с 2016 года в юрисдикции ДСМР, а не ЦДУМ, в составе которого осталась лишь умма Ямала и несколько общин в Тюменской области.
Поэтому писать о противостоянии ЦДУМ и СМР на Русском Севере можно только применительно к событиям до середины 2010-х годов, на сегодняшний день картина полностью изменилась и стала более сложной.
Стоило ли тогда презентовать устаревшие сведения в 2021 году?
Наконец, в-третьих, ислам на севере России был преподнесен как третий центр мусульман после Урало-Поволжья и Северного Кавказа.
Никто не отрицает наличия исламской уммы в северных регионах страны, однако понятие «Русского Севера» крайне широкое: если в Югре, Ямале и Тюмени мусульмане действительно заметная часть населения (до 15% от общего количества жителей), то в Якутии, Мурманской, Магаданской и Архангельской областях, Республики Коми они составляют скорее меньшинство, не превышая 5%.
На наш взгляд, третьим центром российского ислама сегодня следует считать Крым (350 общин), потом Сибирь и лишь затем относить к этому север России.
Несмотря на эти неточности, труд исследователей из ВШЭ весьма интересен, поскольку он показал особенность современного ислама на севере России: разные конкурирующие юрисдикции, разные течения ислама, трудности при его исповедовании в регионе.
И этим он ценен. Ждем от коллег из ВШЭ новых работ!
Комментарии (0)