Российские юристы, специализирующиеся на «исламских кейсах»
- Россия
- 10.Ноя ‘20
- 0
- 447
- 0
В сентябре в Саранске стартовал судебный процесс в отношении муфтия РДУМ Республики Мордовия Зяки Айзатуллина, обвиненного в распространении экстремистских материалов, о чем мы писали здесь.
Примечательно, что защищать Зяки хазрата в суде будут два юриста: адвокат Коллегии адвокатов «Республиканская юридическая защита» Республики Мордовия Марат Ашимов и старший партнер Адвокатского бюро «Славянский правовой центр», член Комиссии по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ Анатолий Пчелинцев.
Последний – наиболее известный защитник религиозных меньшинств в России (сайентологов, «Свидетелей Иеговы», пятидесятников).
Примечательно, что он выступает на процессе по защите мусульманского религиозного деятеля, чем ранее он не занимался. Это дает нам повод вспомнить ведущих юристов, специализирующихся на «исламских кейсах» в российских судах.
Наверное, самым первым, кто выбрал стезю по защите мусульман от обвинений в экстремизме был Рустем Валиуллин (1975-2012) из Ижевска.
Сам он придерживался не оборонительной, а наступательной тактики: подавал заявления об оспаривании решения ВС РФ о признании экстремистской организацией «Таблиги джамаат» в 2010 году, инициировал расследования в отношении тех экспертов, кто, по его мнению, был на стороне государства в противодействии экстремизму (например, в 2011 году он подал заявление против сотрудника Российского института стратегических исследований Яны Амелиной, обвинив ее в возбуждении ненависти).
В 37 лет он утонул в одной из рек на Алтае, куда приехал защищать двух имамов, обвиненных в экстремизме.
Руководитель программы «Противодействие фабрикации дел об исламском экстремизме в России» Правозащитного центра «Мемориал» Виталий Понамарев активно выступает в роли защитника членов «Хизб ут-Тахрир» (запрещена в РФ).
Он знаком практически со всеми уголовными делами, которые ведутся в отношении членов этой организации в России, выступая против того, чтобы считать «ХТ» террористической структурой.
Уфимский юрист Альмира Жукова – наиболее яркий пример светской женщины, защищающей мусульман Башкортостана и Татарстана, которых обвиняют в экстремизме и терроризме.
Казанский адвокат Руслан Нагиев – наиболее распиаренная фигура на поле защиты прав мусульман. Он участвует в судебных процессах на всем пространстве страны: это и дела о защите исламской литературы, отстаивает право на ношение хиджаба и строительство мечетей, выступает в защиту обвиненных в экстремизме имамов и рядовых мусульман (последнее его громкое дело — процесс над Габдрахманом Наумовым).
Коллега и друг Нагиева – саранский адвокат Марат Ашимов –специализируется на делах по защите права ношения хиджаба, защищает заключенных-мусульман и работает по делам о признании исламской литературы экстремистской.
Московский адвокат Дагир Хасавов стал известен защитой имама столичной мечети «Ярдам» Махмуда Велитова и мечети «Восточной» в Хасавюрте Магомеднаби Магомедова, также он был адвокатом Варвары Карауловой, пытавшейся выехать в Сирию, чтобы присоединиться к ИГИЛ (запрещена в РФ). Сейчас Хасавов сам находится в СИЗО по обвинению в принуждении к даче ложных показаний.
Довольно известным правозащитником является узбекский эмигрант Бахром Хамроев, сотрудничающий с центром «Мемориал». Сам Хамроев обвинялся в 2004 году за хранение героина и был осужден на 1,5 года лишения свободы. Выйдя на свободу, Хамроев переключился на защиту мигрантов из Центральной Азии, обвиняемых в принадлежности к террористическим организациям.
Несмотря на сложности по защите мусульман, обвиняемых в экстремизме и терроризме, в России сложилось сообщество адвокатов, специализирующихся на этом направлении.
В большинстве случаев, это сами мусульмане, которые также занимаются защитой прав на ношение хиджабов, строительства новых мечетей и добиваются исключения из списка экстремистской литературы различных мусульманских трудов.
Комментарии (0)