Определен критерий отбора в члены Совета муфтиев ДУМ РФ
- ДУМ РФ
- 05.Окт ‘20
- 5
- 723
- 0
Первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов на собрании заместителей муфтия Равиля Гайнутдина (у него их сейчас шесть человек) поднял важный вопрос о том, кто может войти в Совет муфтиев ДУМ РФ, о создании которого было объявлено Равилем Гайнутдином на пленуме 23 сентября. Тогда в члены СМ ДУМ РФ был принят саратовский муфтий Мукаддас Бибарсов, однако кроме него на сегодняшний день мы не знаем других участников этого «нового рабочего органа» ДУМ РФ. Насколько известно, положение о Совете муфтиев еще даже не включено в официальный устав ДУМ РФ, так что статус этой институции остается весьма неопределенным.
Чтобы понять, кто из мусульманских лидеров может войти в Совет муфтиев ДУМ РФ, Дамир Мухетдинов предложил ввести один критерий – 15 лет работы в духовном звании.
Это довольно сильно сужает возможности для тех, кто был сопредседателем СМР до того, как в 2017 году этот институт был ликвидирован. Так, муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов занимает свой пост только с 2012 года, а в структуре ДУМ Северной Осетии работает с 2009 года, т.е. однозначно не имеет 15-летнего стажа, а, значит, не будет членом Совета муфтиев ДУМ РФ. Муфтий Башкортостана Айнур Биргалин занимает свой пост с 2019 года, имамом свою трудовую деятельность начал с 2011 года, и это при том, что он сам никогда не был сопредседателем СМР, и потому для него также закрыт вход в Совет муфтиев ДУМ РФ. Единственный из прежних сопредседателей СМР, кто может оказаться в Совете муфтиев ДУМ РФ, так это муфтий ДУМ Азиатской части России Нафигулла Аширов, публично критикующий нынешнюю политику Равиля Гайнутдина. Нафигулла хазрат является муфтием с 1997 года, а стаж у него идет аж с 1987 года, когда он работал в ДУМЕС. Однако вряд ли Аширов воспользуется возможностью войти в СМ ДУМ РФ, поскольку вступление в этот орган подразумевает принятие типового устава ДУМ РФ, а против этого муфтий ДУМАЧР неоднократно выступал ранее.
Но вот кто еще может стать членом СМ ДУМ РФ, так это региональные муфтии и прочие духовные лица, входящие в юрисдикцию ДУМА ЧР. Это своего рода приглашение к ним в расчете на то, что их удастся привлечь на свою сторону, и они из юрисдикции Аширова перейдут к Равилю Гайнутдину. Многие из них имеют большой духовный стаж, который тянется с конца 1980-х годов, как, например, у председателя Казыятского управления Тюменской области Ибрагима Сухова, который работает имамом мечети в Тобольске аж с 1987 года, и относится к прослойке «бухарского духовенства», вышедшей из стен медресе «Мир Араб» в одно время с Бибарсовым, Ашировым и Гайнутдином.
Пока что не совсем понятно, в чем заключается логика введения именно 15-летнего стажа работы для вступления в Совет муфтиев ДУМ РФ. Ведь многие из бывших сопредседателей СМР, которые могли бы составить костяк новой структуры, просто не имеют столь долгого опыта. В то время как те, кто имеет за плечами более 15 лет работы в духовном звании, могут не согласиться потерять свою автономность, принимая типовой устав ДУМ РФ. Таким образом, СМ ДУМ РФ рискует стать неким довольно малочисленным клубом муфтиев-пенсионеров, мало похожим на прежний СМР.
Комментарии (0)