Переход уммы ДНР и ЛНР под влияние российских муфтиятов

  • 25.Мар ‘22
  • 5
  • 1112
  • 0
Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Новость о том, что Совет имамов Луганской народной республики во главе с имамом Луганской соборной мечети Эльдаром Гамбаровым готов перейти под юрисдикцию Духовного собрания мусульман России муфтия Альбира Крганова позволяет говорить о том, что мусульманская умма народных республик на Донбассе стремится к интеграции с Россией. Формально у российских муфтиятов нет юридических полномочий для включения в свой состав зарубежных религиозных организаций: сама по себе подобная процедура по российскому законодательству административно невозможна, но выходом является заключение соглашения о духовном единстве и сотрудничестве между ДСМР и Советом исламов ЛНР. На 29 марта 2022 года назначено заседание меджлиса ДСМР, где будет рассмотрено соответствующее обращение от Совета имамов ЛНР, и уже сейчас очевидно, что мечети ЛНР войдут в каноническое поле влияние Альбира Крганова.

В дореволюционный период мечети на территории современной Украины находились в юрисдикции Оренбургского магометанского духовного собрания. Например, имамы мечетей городов Одессы, Николаева, Харькова, Днепропетровска получали свои указы о назначении в Уфе от муфтиев ОМДС. В советское время муфтий ЦДУМ Ризаэтдин Фахретдин (1859-1936) обращался в НКВД УССР с просьбой легализовать деятельность исламских общин, обращая внимание также на мусульман Донбасса, которых за счет переселения татар из Поволжья становилось уже заметное количество. В послевоенный период функционировали нелегальные общины в Донецке (мулла Мингали Замалеев) и Торезе (мулла Касым Фарахутдинов). В Киеве неофициальным муллой был Фарса Ахатов, который поддерживал связи с муфтиями ДУМЕС Габдельбари Исаевым и Талгатом Таджутдином. Ахатов стал имамом официально зарегистрированной общины Киева в апреле 1989 года в юрисдикции ДУМЕС.

15 января 1991 года Талгат Таджуддин разделил территорию ДУМЕС на 25 мухтасибатов, где мусульманские общины Донбасса входили в состав Ростовского мухтасибата. Однако распад СССР привел к потере этих общин, хотя свое влияние Таджуддин продолжал сохранять. Во многом этому способствовал имам из г. Макеевка Ринат Айсин, отучившийся в 1996-1998 гг. в Уфимском медресе им. Р. Фахретдина и ставший полномочным представителем ЦДУМ на Украине. В 2012 году он создал Всеукраинское духовное управление мусульман «Единение», которое многими воспринималось как своего рода филиал ЦДУМ на Донбассе (реальное влияние муфтията «Единение», несмотря на свое обозначение как всеукраинское, дальше Донбасса не распространялось, да и мечети других городов Донецкой области не торопились переходить под юрисдикцию нового ДУМ). Конкурентом Айсина на Донбассе был выпускник Московского исламского колледжа (сейчас – института) Саид Исмагилов, участвовавший в 2008 году в создании Духовного управления мусульман Украины «Умма» и ставший с 25 января 2009 года его муфтием. Учитывая, что Исмагилов учился у московского муфтия Равиля Гайнутдина, то ДУМ «Умма» предпочитало ориентироваться на Совет муфтиев России. Кроме Айсина и Исмагилова, имевших свои муфтияты еще в украинский период, председатель Донецкой соборной мечети «Ахат Джами» Рашид Брагин создал в 1995 году свой муфтият – Духовный центр мусульман Украины, где занимал должность председателя. Мечети Донецка, Тореза, Горловки, Шахтерска и Снежного входили в ДЦМУ. В 1997-2005 гг. Брагин возглавлял созданную им Исламскую партию Украины, объективно не имевшую никакого влияния на выборный процесс на Украине.

После провозглашения в 2014 году независимости ДНР и ЛНР расклад сил в умме Донбасса изменился. Исмагилов, выступавший на стороне Киева, вынужден был покинуть Донецк и окончательно перебраться в столицу Украины. А Ринат Айсин одним из первых стал приветствовать образование самопровозглашенных республик. Себя он провозгласил муфтием ДНР и получил общественную должность советника председателя Верховного совета ДНР. В 2014-2015 гг. Айсин часто бывал в России, где налаживал отношения с российскими муфтиями уже в новом качестве. Однако внутри ДНР Айсину не удалось распространить свое влияние на мечети других городов республики, и объективно его влияние дальше мечети в Макеевке не распространялось.     

Определенную попытку консолидироваться в новых политических условиях мусульмане ДНР и ЛНР предприняли 4 апреля 2015 года, когда был образован Союз мусульманских общин Донбасса (председатель – имам г. Снежное Шамиль Богданов) без четкой централизации, являясь преимущественно ассоциацией автономных мечетей. Однако данная структура функционировала лишь в 2015-2017 гг., после чего информация о ней фактически пропадает. Заявление луганского имама Эльдара Гамбарова о желании войти в сотрудничество с ДСМР, представившегося в качестве главы Совета имамов ЛНР, подтверждает, что Союз мусульманских общин Донбасса по сути дела распался. Вероятно, что мусульманское духовенство ЛНР, в которой численно больше мечетей, чем в ДНР, к 2022 году самоорганизовалось в Совет имамов.

Начало военной спецоперации России на Украине вновь обозначило вопрос о положении исламской уммы двух уже признанных Москвой народных республик. Учитывая, что контактировать с антироссийски настроенным муфтием Саидом Исмагиловым Равилю Гайнутдину было уже никак невозможно, он стал выстраивать отношения с Рашидом Брагиным, под контролем которого находится соборная мечеть Донецка «Ахать Джами». Имамом в этой мечети является с 2016 года Рушан Таиров, который с 2018 года заочно учится в Московском исламском институте. Брагин и Таиров приняли участие во внеочередном пленуме ДУМ РФ 21 февраля 2022 года, где обсуждался вопрос об организации гуманитарной помощи беженцам с Донбасса. Очевидно, что в руководстве ДУМ РФ рассчитывают перетянуть подконтрольные Брагину мечети ДНР (это все 6 мечетей, кроме мечети в Макеевке, находящейся под контролем Рината Айсина), тем более, что их имамы сами понимают, что в условиях новой геополитической реальности необходимо налаживать связи с российскими муфтиятами.

На сегодняшний день в ДНР насчитывается 7 мечетей: две – в Донецке и по одной в городах Макеевка, Горловка, Торез, Снежное и Шахтерск. В ЛНР имеется 10 мечетей: по одной в городах Луганск, Красный Луч, Антрацит, Алчевск, Свердловск, Стаханов, Кировское, Брянка, Ровеньки, Петровское. Также по одной мечети находится в городах Мариуполь и Константиновка, которые сейчас заняты войсками ДНР, мечеть в Северодонецке, пока еще незанятого войсками ЛНР, и строящаяся мечеть в г. Артемовске и мечеть в Краматорске, которая пока город не занят войсками ДНР остается в юрисдикции муфтия Саида Исмагилова, но очевидно, что они также станут частью мусульманской уммы ДНР и ЛНР.

В итоге мусульманская умма ДНР и ЛНР для налаживания своих связей с российскими единоверцами разделилась между тремя муфтиятами РФ: мечети ДНР, ранее входившие в ДЦМУ под руководством Рашида Брагина, очевидно, что будут ориентироваться на ДУМ РФ Равиля Гайнутдина; мечеть в г. Макеевка под руководством Рината Айсина будет ориентироваться на ЦДУМ Талгата Таджуддина; а мечети ЛНР в составе Совета имамов ЛНР под руководством Эльдара Гамбарова будут в сфере влияния ДСМР Альбира Крганова. Единственный вопрос: под чье влияние отойдут освобожденные мечети Мариуполя, Константиновки, Северодонецка, Краматорска и Артемовска.

Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Комментарии (0)

Добавить комментарий