Постсекулярная Конституция: язык Малофеева
- Россия
- 09.Фев ‘20
- 0
- 730
- 0
Обсуждения поправок в Конституцию РФ недавно вышли за границы вопросов, касающихся только лишь структуры управления государством. Курс на изменения был подхвачен заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, представившим ряд настолько же фундаментальных, насколько и остро-полемических предложений, среди которых, к примеру, предложение о внесении в Конституцию понятия традиционных нравственных ценностей.
Сейчас для определения и переопределения этого понятия различные группы предлагают использовать различные нормативные модели. Среди заинтересованных участников дискуссии есть как те, кто наследует советской модели понимания нравственных ценностей, так и те, кто придерживается их религиозной трактовки. К примеру в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, подписанной Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым был предложен список традиционных для российской культуры духовно-нравственных ценностей, вызвавший неоднозначную реакцию священников, больше похожую на критику. Были и альтернативные предложений от представителей общественности, в той или иной мере ассоциирующих себя с РПЦ.
Само выражение «традиционные ценности» оказываются «постсекулярным гибридом» (результатом взаимопроникновения религии и некогда обособленных от нее подсистем общества, в данном случае – секулярного дискурса о ценностях).
Действующая российская Конституция, полностью написанная в рамках секулярного мировоззрения, предполагает взаимную автономию институтов церкви и государства, что находит свое выражение в том числе в её языке. Предложение Малофеева оказывается, таким образом, частью тонкой и не всегда осознанной языковой игры, призванной поддержать имеющий место процесс гибридизации, взаимопроникновения и сращивания религии и политики в современном российском обществе. Однако, как видно по реакции священников на упомянутый список нравственных ценностей, примирить эти два противоположных языка описания довольно сложно.
—
В подарок – ссылка на статью Дм. Узланера о…
Комментарии (0)