Талгат Таджуддин стал суфием?!
- 28.Янв ‘20
- 0
- 3012
- 0
Сети и каналы будоражат инсайды о возможном переходе Центрального Духовного Управления Мусульман России под руководством муфтия Талгата Таджуддина (71 год, запомните эту цифру, она важна) на близкие суфиям позиции.
Новости эти, надо сказать, небезосновательны — в сети давно гуляет видео, где Таджуддин якобы посещает шейха ордена Хаккани (Кипр). Недавно телеграм-канал Д///ИХАД опубликовал видео, где Таджуддин вместе с другими татарами совершает зикр – обряд, характерный только для суфиев. О тенденции дрейфа Таджуддина к суфизму язвительно высказался Расул Тавдиряков: «Шейх уль-Ислам Талгат Таджуддин собрал Имамов мечетей Центрального Духовного Управления Мусульман России для того, чтобы открыто объявить всем, что Традиционный Ислам в России — Тарикат, суфизм. С этой недели в каждой мечети ЦДУМ России на каждого имама возложена обязанность проводить Зикры каждый Четверг! Ма шэ Аллаһ! Уже третий раз подряд в Уфе проводятся зикр в первой соборной мечети на Тукаева, со следующей недели в мечети Гуфран».
Попытаемся разобраться, в чем же истинные причины столь странного поведения муфтия.
Как известно, центр российского ислама с 18 века находился в Уфе, однако лидирующие позиции в исламских организациях России всегда принадлежали не башкирам, а татарам. В 90-х годах именно Уфа унаследовала от СССР центральную мусульманскую организацию, которая сразу после развала СССР сама развалилась на автономные малые муфтияты. Эта советская организация превратилась в Центральное Духовное Управление Мусульман (ЦДУМ), которая претендовала на контроль над всеми мусульманами России. Во главе ЦДУМ стоял татарин Талгат Таджуддин. Амбиции Таджуддина не сильно нравились властям Башкирии, и поэтому в республике при поддержке Рахимова быстро сделали свое ДУМ РБ, где стали заправлять этнические башкиры в противовес татарам.
Также следует отметить, что ислам в Поволжье никогда не был суфийским (а был обычным исламом ханафитского мазхаба). Однако, после распада СССР, когда все стало можно, некоторые сказочники (вроде Салавата Кильдина) придумали светлое суфийское прошлое Башкирии, чтобы оправдать заходящих в регион иностранных агентов в виде уймы иностранных турецких, кипрских, критских, украинских и прочих движений.
Пока регионалы (башкиры из ДУМ РБ) сражались с федералами (татарами из ЦДУМ), в «сером секторе» сложились независимые общины суфийских тарикатов и «просуфийские» организации, такие как: сулейманиты (Турция), «Хизмет» (Турция), хабашиты (Украина), мюриды Хаккани (Кипр), кубуриты (страны Средней Азии). Помимо суфиев в РБ появлись общины салафитских лидеров из Саудовской Аравии и Египта, а также последователи «Хизб ут-Тахрир» и «Таблиги Джамаат».
Это «лоскутное одеяло» наслоилось на политическую специфику Башкирии. Правивший с 1992 по 2010 год Муртаза Рахимов поддерживал ДУМ РБ и сдерживал амбиции Таджуддина. Рустэм Хамитов (2010 – 2018) не вкладывался в поддержку ДУМ РБ, зато пытался (через Совет при главе республики) интегрировать суфизм в «официальный ислам» Башкирии. Так власти не мешали распространению суфизма в виде хакканитов (откровенных мракобесов, но мракобесов влиятельных), в 2010 году был посажен глава «конкурирующего» суфийского ордена «Эренкёй» Айдар Хабибулин, которого осудили за возбуждение ненависти и вражды, а также за незаконное хранение оружия. Однако на каждое действие есть противодействие, и реакцией на распространением суфизма стал салафизм. В 2011 году в городе Баймак салафиты захватили мечеть, выгнали суфийского имама Хурматуллу Буранбаева, поставив на его место Загира Галина, прошедшего обучение в Саудовской Аравии. В итоге, чтобы прекратить дестабилизацию, власти заморозили поддержку суфиев, переключив контакты на ЦДУМ.
В таком вот сложном вареве немолодой (71 год, как мы упоминали) и потрепанный жизнью Таджуддин вынужден вести деятельность. Причем деятельность часто бесполезную — от его организации постепенно откалывается все больше мечетей, в СМИ постоянно появляются слухи о проблемах со здоровьем Талгат-хазрата, в самой организации нет определенности с приемником, Таджуддин то уходит с поста, то возвращается, то готовит себе в наследники сына (амебного и неталантливого), то отменяет это решение. Добавьте к этому неразбериху с политикой в регионе, множество игроков, орденов, сект, объединений и групп интересов, а также огромное турецкое, кипрское и арабское лобби, ищущих для создания собственных организаций любые возможности и не жалеющие на это средств. Поэтому, вполне неудивительно, что старый, потерянный и проигравший всем и вся Таджуддин, бывший некогда главой всех мусульман Европейской части СССР, вполне может решиться на экстравагантный, необдуманный или глупый шаг в поисках хоть каких-либо новых союзников или спонсоров.
P.S. Помните, в 2016 году российские муфтияты трясло из-за «грозненской фетвы», в которой практика суфизма признавалась нормативной для всего российского ислама? Тогда против муфтия ЧР активно выступил СМР в лице Равиля Гайнутдина и Мукаддаса Бибирсова. Так вот, ни Гайнутдина, ни вообще какого-либо серьезного представителя ЦДУМ на той самой грозненской конференции не было. И хотя появившиеся за последние годы суфийские общины в Поволжье преимущественно не имеют никакого отношения к орденами Северного Кавказа, неожиданный поворот Таджуддина к тарикату может быть элегантно использован кавказцами для усиления своих позиций на федеральном уровне.
Комментарии (0)