Что не так с авторитетом у россиян?
- Россия
- 17.Дек ‘21
- 0
- 304
- 0
Почему священнослужители не попали в опрос ВЦИОМ?
Какой вывод следует из опубликованного ВЦИОМ опроса жителей России?
На вопрос (с открытым вариантом ответа): «Кто из известных россиян является для вас авторитетом?», — были получены, среди прочих, следующие ответы:
В. Путин (16%) С. Шойгу (5%), С. Лавров (4%), родственники (3%), ученые (3%), Иосиф Сталин (2%), А.С. Пушкин (1%), общественные деятели (1%), Сергей Гинзбург (1%), блогеры (1%), никто (20%).
Первое, что обращает на себя внимание, что Путин идет с громадным отрывом, а все остальные, кроме Шойгу и Лаврова, набрали не больше 3%, что является в принципе не показательным процентом для массового опроса. Т.е. авторитетов просто нет, вопреки мнению 85% россиян, что «они скорее нужны». Или м.б. опрос не совсем удачный или не совсем про авторитет?
Священнослужители (всех религий) не вошли в рейтинг ни как группа, ни как частные лица. Следует учитывать, что открытый вопрос предполагал специфическое расширение, в значительной мере ограничивающее методику: Это могут быть ученые, писатели, певцы, блоггеры, общественные деятели или кто-то еще. Ровно по этому списку и выстроились ответы в проведенном опросе. Религиозных деятелей в указанном списке не было. Не было в нем и указания на то в какой сфере предполагается авторитет: научной, политической, религиозной или какой-то еще?
Поэтому интерпретация результатов опроса, крайне затруднена. Для религиозных лидеров результаты данного опроса должны вызвать обеспокоенность хотя бы потому, большинство считает, что в жизни необходимы авторитеты, то есть, люди «которые пользуются уважением и признанием, к мнению которых прислушиваются».
Опрос свидетельствует, что с авторитетом у россиян есть очевидная проблема: он не лежит в нравственной сфере. Последние десятилетия лидеры традиционных религий позиционировали свои институции именно как моральные и смысловые ориентиры для граждан России (например, «важнейшая задача Церкви — сохранить нравственный авторитет, и она обязана высказать свою позицию по самым разным вопросам»). Однако результаты опроса ВЦИОМ показывают, что если религия и является авторитетом, то лишь для менее чем для 1% наших сограждан.
Следует отметить, что авторитет религиозных лидеров, в первую очередь, связан с харизматической природой религиозной власти (в отличие от легально-рациональной и традиционной власти, по Веберу). А харизма зависит от конкретных людей и очень нестабильна: сегодня за тобой и твоими идеями готовы идти тысячи, а завтра ты уже практически никому не интересен. Во многом харизматическая власть и, следовательно, авторитет религиозных лидеров в России уменьшились за время пандемии, когда повестку дня задавали чиновники, ученые и врачи. Причем важно не только то, что именно эти сферы деятельности стали определяющими. Сама нравственная или религиозная повестка в общественной сфере была вытеснена легально-рациональной логикой бюрократических ограничений, крайне нечувствительных к их нравственной оценке.
Однако что будет с религиозным авторитетом в российском обществе дальше – вопрос открытый.
Комментарии (0)