Проблема унитаризма в ДУМ РФ: казус муфтия Фярита Ляпина

  • ДУМ РФ
  • 21.Июл ‘20
  • 5
  • 1463
  • 0
Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Громкой новостью лета 2020 года в жизни российских мусульман стал демонстративный выход Духовного управления мусульман Ивановской области из юрисдикции ДУМ РФ (председатель – Равиль Гайнутдин).

Муфтий Равиль Гайнутдин, председатель ДУМ РФ

Создавая в 2014 году Духовное управление мусульман РФ, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин (с подачи своего первого заместителя Дамира Мухетдинова) преследовал одну, вполне прагматичную цель: создать структуру, где у провинциальных муфтиятов не будет никакой региональной вольницы. Ведь в 2011 году Гайнутдин крайне болезненно пережил выход ДУМ Татарстана (с 1,5 тыс. мечетями) из состава СМР. Это привело к тому, что бывший ранее самой крупной мусульманской организацией, СМР по числу мечетей автоматически уступил своему сопернику – Центральному духовному управлению мусульман (сейчас в ЦДУМ входит 1,2 тыс. мечетей, в СМР – 750 мечетей). Поэтому, чтобы не допустить бегства региональных муфтиятов (а такие настроения были, в частности, у ДУМ Башкортостана), решено было создать структуру с жесткой иерархией, воплощением которой и стал ДУМ РФ.

Такое внутреннее устройство весьма сильно контрастировало с Советом муфтиев России, которое тот же Гайнутдин создал в 1996 году по принципу ассоциации равноправных муфтиятов, в которой Равиль хазрат был «первым среди равных».  

Предложенный в середине 90-х проект СМР выглядел привлекательно для региональных муфтиятов, которые в первой половине 1990-х годов спешили отколоться от унитарного по своей внутренней структуре Центрального духовного управления мусульман, председатель которого – Талгат Таджуддин – придерживался принципа жесткой вертикали власти. Географически удобное расположение резиденции главы СМР в Москве позволяло Гайнутдину быть гораздо ближе к Кремлю и посольствам иностранных государств, от которых он охотно принимал финансовую помощь.

Однако через 18 лет тот же самый Гайнутдин, который регулярно критиковал и упрекал своего учителя Таджуддина в деспотизме и единовластии, сам создал ДУМ РФ, которое оказалось куда более унитарным, чем ЦДУМ: если главы региональных муфтиятов ЦДУМ могут именовать себя муфтиями, то Гайнутдин в ДУМ РФ потребовал от своих региональных муфтиятов именоваться мухтасибатами, а их глав – мухтасибами, сохраняя звание муфтия только исключительно за собой. Это было явным понижением статуса, что неудивительно и вызвало ропот со стороны региональных ДУМ, чьи председатели не только не желали такой централизации, но и стали всячески противится вхождению в ДУМ РФ. К тому же Гайнутдин разослал всем региональным муфтиятам новые типовые уставы, согласно которым теперь он может по своему желанию снимать и назначать председателей и имамов.

Ропот среди региональных муфтиев привел к тому, что один из них – Фярит Ляпин из Ивановской области, предпочел открыто объявить свою самостоятельность и закрепить ее юридически.

Фярит Ляпин, председатель ДУМ Ивановской области

Это и вылилось в публичный скандал, который сопровождался серией весьма откровенных интервью и взаимных обвинений со стороны Ляпина и его приближенных и окружения Гайнутдина. Тут-то и многое выяснилось: что по спущенному из ДУМ РФ в регионы типовому уставу имущество региональных муфтиятов стало принадлежать ДУМ РФ, что центральное управление не особо спешит материально помогать регионам деньгами, хотя само регулярно получает крупные транши от Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования – организации, созданной Кремлем в 2007 году специально для внебюджетного финансирования мусульманских организаций в России.

73-летний Ляпин ничего не теряет от выхода из ДУМ РФ, более того, он даже приобретает возможность напрямую, как самостоятельная организация, подавать заявки на получение грантов от Фонда. И уж точно он может быть спокоен за свое положение (по указанию из Москвы его уже не снимут с должности) и за имущество ивановского ДУМ.

Потеря ДУМ Ивановской области, в которое пусть и входило всего 5 общин, лично для Гайнутдина на самом деле крайне ощутима: отсюда, кстати, и эта публичная раздражительность, и порой переход на личности со стороны окружения московского муфтия в комментариях прессе. Ведь последние три десятилетия Гайнутдин стремился именно себя позиционировать в качестве «духовного лидера мусульман России», и поддержке этого образа совсем не способствует бегство региональных муфтиятов и сокращение географии влияния ДУМ РФ.

К тому же Ляпин создал очень опасный для ДУМ РФ прецедент: ведь против централизации власти и потери самостоятельности настроены и другие региональные муфтияты. И в Мордовии, и в Башкортостане, и в Ульяновской, Пензенской и Саратовской областях унитаризму ДУМ РФ совершенно не рады.

Бытовавшее мнение о том, что, дескать, Гайнутдин на фоне эпатажного Таджуддина и молчаливого Бердиева выглядит более яркой фигурой, способной объединить российскую умму, на практике оказалось иллюзией. Его ДУМ РФ куда более унитарная структура, чем ЦДУМ, из которой в свое время сбежал сам Гайнутдин. Кейс с Ляпиным показал всем, что ДУМ РФ превратился во второй ЦДУМ.

Получается, что созданное московско-чувашским муфтием Альбиром Кргановым в 2016 году Духовное собрание мусульман России для региональных муфтиятов выглядит куда более привлекательнее: ДСМР по организационной форме больше напоминает СМР образца 1996 года, где все муфтии равны, а Крганов – лишь первый среди равных, и он не вмешивается во внутренние дела региональных ДУМ, не может снять по своей прихоти кого-либо из них со своего поста.

Альбир Крганов, муфтий Духовного собрания мусульман России

Ну а если тебе не мил Крганов, то можно пойти по пути Ляпина: самостоятельность лучше, чем бесправная подчиненность. Нынешний кризис в ДУМ РФ показал, что о каком-либо организационном единстве российских мусульман вообще можно позабыть. И скорее всего, навсегда.

Равиль Гайнутдин и Фярит Ляпин на встрече в 2014 году
Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Комментарии (0)

Добавить комментарий