Исламский сегмент Рунета: от сайтов до каналов на YouTube
- 08.Окт ‘20
- 5
- 3304
- 1
Русскоязычный Интернет стремительно развивается во всех его сферах от традиционных сайтов до многочисленных социальных сетей, охватывая также видеохостинги, среди которых лидирующее место занимает YouTube. В этом широком информационном поле определенное место занимает и исламский сегмент. Предлагаем нашим читателям вспомнить ключевые ресурсы исламского Рунета.
Главная составляющая успеха и длительности работы любого информационного ресурса заключается, на наш взгляд, в двух инструментах: сильная команда и стабильное финансирование. Если чего-то из этого нет, то ресурс обречен на влачение убогого существования: без денег на голом энтузиазме долго работать не получается, а если нет сильной команды, где может быть, к слову, один лидер-локомотив, то даже наличие финансирования не сделает информационным ресурс интересным и влиятельным.
Наверное, первым информационным сайтом на русском языке, специализирующемся на исламском контексте, можно считать сайт «Муслима.ру», появившийся в 1999 году. Сайт был посвящен жизни мусульманских женщин. На сегодня от него сохранился лишь домен, а весь контент, который был на сайте, попросту пропал.
Дожившим до сегодняшнего дня и, наверное, главным информационным каналом об исламе в Рунете начала нулевых, можно смело называть сайт «Ислам.ру», история которого начинается с осени 2000 года. Он был учрежден муфтиятом Дагестана, однако его редакция размещалась в Москве, где лидирующие позиции занимали – Марат Сайфутдинов и Ринат Мухаметов. На сайте публиковались новости, интервью, аналитические заметки и историческая публицистика. Здесь можно было прочесть и об исламе в Австралии, и о мусульманах Карелии, и о мусульманах в каком-нибудь маленьком сибирском городке, здесь публиковались выступления и заявления на разные исламские проблемы, хотя очевидная ангажированность «Ислам.ру» была видна невооруженным взглядом. Несмотря на то, что он был ресурсом дагестанского муфтията, он больше занимался пиаром деятельности Совета муфтиев России, обрушиваясь с регулярной критикой в адрес его конкурента в лице ЦДУМ. При этом интернет-издание решительно выступало с апологетикой разного рода исламистских организаций, признанных в России экстремистскими. Это, естественно, вызывало возмущение со стороны духовенства того же ЦДУМ, которое навесило на сайт ярлык «Ислам.вру». В итоге, в 2011 году дагестанский муфтият как учредитель, во-первых, меняет редакцию, убирая оттуда команду журналистов, приближенных к Равилю Гайнутдину, а, во-вторых, решает провести чистку ранее опубликованных материалов под предлогом «канонической проверки», которая на практике привела просто к удалению практически всего ранее опубликованного контента. Не оставили даже совершенно безобидные публикации статей по истории ислама в разных регионах мира, хотя в них было больше краеведения, чем какого-то политического подтекста. И если вначале новая редакция обещала вернуть что-то из прежних материалов на сайт, то затем просто забыло о своем же обещании. Остается только гадать, у кого же сохранился весь архив публикаций лидера русскоязычного Исламнета 2000-х годов, каким был тогда «Ислам.ру». Вместо прежнего контента на сайт разместили многочисленные проповеди дагестанских имамов, аналитика пропала, новостная лента ограничивается 5 — 6 новостями в будний день (в 2000-е годы это было по 10 — 15 новостей), интервью сейчас выходят крайне редко. Единственное, что можно поставить в однозначный плюс такой смене редакционной политике, так это то, что «Ислам.ру» перестал ассоциироваться с апологетикой исламских радикалов от «Нурджулар» до «Братьев-мусульман». Критика в адрес ЦДУМ, которая сопровождала любое упоминание Талгата Таджутдина, также пропала. Однако объективно «Ислам.ру» очень серьезно сдал свои позиции: он, конечно, продолжает функционировать, новостная лента регулярно обновляется, но читать его стало довольно скучно из-за отсутствия аналитики по современным проблемам российских мусульман. Эти темы «Ислам.ру» с 2011 года старается обходить стороной, то ли чтобы никого не обидеть, предпочитая быть равноудаленным от конкуренции между муфтиятами, то ли из-за отсутствия квалифицированных авторов.
Конкурентом «Ислам.ру» в самом начале стал проект председателя Ассоциации общественных объединений «Собрание» Мухаммада Саляхетдинова – сайт «Islam News», созданный в 2002 году и через пять лет преобразованный в информационное агентство (главный редактор Ринат Незамутдинов). Саляхетдинов с 1999 года выпускал мусульманскую газету «Современная мысль» и плотно работал с Исламским конгрессом России, который следует считать преемником Исламской партии возрождения. Собственно, и газета, и «Islam News» изначально воспринимались как ресурсы ИКР. В 2003 году ИКР прекратил свое существование, а его правопреемником стала ассоциация «Собрание», и «Islam News» стали уделять огромное внимание. Агентство явно симпатизировало «Братьям-мусульманам», а Саляхетдинова за перевод и издание книг Юсуфа аль-Кардави прямо причисляли к «ихванам». Впрочем, постепенно «Islam News» занял довольно умеренную позицию: в нем пропала жесткая критика в адрес института муфтиятов, зато появились комплементарные материалы проправительственному Фонду поддержки исламской культуры, образования и науки, то есть сайт занял прокремлевскую позицию.
К числу таких же «динозавров» исламского сегмента Рунета причислить сайт «Ансар.ру», созданный муфтием Саратовской области Мукаддасом Бибарсовым в 2003 году. Уникальный региональный проект, который отражал собой позицию российских умеренных салафитов, что было во многом обусловлено взглядами самого саратовского муфтия. Пик активности ресурса пришелся на 2009 — 2019 гг., после чего прекратил обновляться, что можно объяснить прекращением стабильного финансирования. На настоящий момент на сайте новостная лента не обновляется, аналитики и ярких материалов уже нет – такое чувство, что он превращается в чемодан без ручки, когда полностью отказаться от него жалко, поскольку на нем опубликовано много материалов, поэтому за домен и хостинг продолжают платить, а вот денег на зарплату редакции нет, в результате чего издание находится в летаргическом сне. Это печально.
Еще одним действующим интернет-СМИ на исламскую тему можно считать «Islam Today», созданный ДУМ Татарстана в 2012 году и являющийся одним из проектов медиаменеджера Ришата Хамидуллина, бывшего главы пресс-службы «Ак Барс Банка», пришедшего в татарстанский муфтият еще при муфтии Ильдусе Файзове, а при муфтии Камиле Самигуллине возглавивший медиахолдинг «Хузур», включающей в себя телеканал, издательство, радио, печатную прессу и интернет-СМИ, коим и является «Islam Today».
Можно упомянуть и несколько интернет-изданий, которые на настоящий момент полностью прекратили свое существование. К таким «покойникам» можно отнести когда-то весьма заметные исламские информационные ресурсы как «IslamRF.ru» (2006-2019) и «Ислам и общество» (2010-2019), которые пусть и были заточены под подачу информации под определенным углом: первый принадлежит первому зампреду ДУМ РФ Дамиру Мухетдинову, второй — главному советнику Департамента по вопросам взаимодействия с религиозными организациями АП РФ Алексею Гришину, который в 2002-2011 гг. курировал исламскую сферу в Кремле. Такое трудно представить, но «Ислам и общество» как информационный портал был уникален тем, что аналитику на нем писал бывший главный чиновник по делам ислама, смело и ярко описывая закулисную деятельность как муфтиятов, так и тех госслужащих, кто после него курировал ислам в России. Просуществовав почти десятилетия, опубликовав много разоблачающих материалов, сайт умер. Возможно, наверху были не очень довольны инсайдерской подачей.
Когда-то заметными были еще три «покойника» исламского Интернета. Сейчас уже мало, кто вспомнит, но когда-то существовали такие сайты, как «Исламтат» (2007 — 2011, и 2019), «IslamReview» (2014 — 2018), «Islamrt» (2007 — 2012). Эти сайты – пример ресурсов, которые часто вел один человек, где-то на энтузиазме, где-то на скромном финансировании. Там, где изначально был энтузиазм, он через какое-то время пропадал; там, где было финансирование, оно через какое-то время прекращалось, а бывало и так, что редактор и основной автор могли уйти в мир иной и сайт «умирал» вместе с ним: так произошло с «Islamrt», который прекратил существование после гибели его создателя Валиуллы Якупова.
Если в христианском сегменте русскоязычного Интернета, существуют критические ресурсы, такие как «Портал-Кредо» и «Ахилла», то их аналогом в исламском пространстве по праву можно считать сайт «Голос Ислама» (с 2010 года) — проект бывшего председателя мечети Нового Уренгоя Дмитрия Черноморченко, эмигрировавшего в Турцию в 2013 году. Зубодробительная критика ЦДУМ, СМР, ДСМР и самого института муфтиятов в России, альтернативная информация о том, что происходит в среде мусульман России в разных ее регионах, открыто критически настрой по отношению к современным государственно-конфессиональным отношениям в РФ – таков контент этого сайта. «Голос Ислама» иногда удобен для «слива» информации о внутренней кухне муфтиятов, чем он и похож на «Ахиллу» и «Портал-Кредо». Также «Голоса Ислама» есть и телеграм-канал «ИСЛАМИСТЪ», который, по большому счету, является зеркалом сайта.
Общая черта практически всех ресурсов, принадлежащих какому-то муфтияту, заключается в невозможности критического анализа внутренних процессов в мусульманском сообществе России. Какие-то отдельные стороны разбирать таким ресурсам позволяется, но все равно существует черта, за которую пойти они не могут. И, в первую очередь, это касается вопросов финансовой стороны жизни муфтиев, конфликтов внутри муфтията и между муфтиятами – то, что происходит регулярно, и то, о чем невозможно прочесть на «DumRF», «DumRT» или «IslamDag», но за то об этом легко и без цензуры напишет «Голос ислама» или расскажет какой-нибудь из блогеров.
Отдельно мы бы отметили исламский информационный сегмент в русскоязычном YouTube. Речь идет не о многочисленных каналах с проповедями того или иного проповедника, а те каналы, которые содержат в себе новостной и аналитический контент. Наиболее значимым ресурсом можно назвать канал «Алиф ТВ» (с 2016 года), созданный экс-муфтием Северной Осетии Али Евтеевым и прежней редакцией «Ислам.ру», которую в 2011 году уволил дагестанский муфтият. Ребята осознали, что создать канал на Youtube намного легче, чем мечтать о мусульманском телевизионном канале – идея, с которой муфтияты носились почти 15 лет с момента появления в сетке вещания православных телеканалов «Спас» и «Союз». Телеканал появился только у ДУМ Татарстана – «Хузур ТВ» в 2015 году, но он малоинформативен, и упор там делается на просветительский контент и познавательный досуг: в основном это проповеди, видео-уроки по основам ислама, детские мультфильмы, кулинарные передачи, кое-какие документальные фильмы по исламской тематике и турецкие сериалы, которые нередко крутят с повторами. Естественно, что расчет у телеканала больше на аудиторию, которая привыкла смотреть телевизор. Однако по степени информативности и наличию аналитики он уступает «Алиф ТВ», который полностью ориентируется на интернет-аудиторию.
Отдельно следует упомянуть блогеров, которые, как и их светские коллеги, существуют по принципу «сам-себе-СМИ». YouTube канал Расула Тавдирякова существует с 2015 года, и надо сказать, что он сумел занять нишу исламского блогинга и собрать на своем ресурсе 50 тыс. человек. Тавдиряков явно экспериментирует с жанрами: у него есть и расследования, интересное освещение текущих событий с их анализом, репортажи из разных уголков мира, а иногда скетчи, вайны и юмор. Видно, что блогер пытается сделать свой канал интересным, не опасаясь подражать (без этого явно не обойтись) другим более известным фигурам на YouTube. Кстати, как и «Голоса Ислама», Расул Тавдиряков ведет свой Телеграм-канал «Мулла из-за угла» (плюс еще и группу Вконтакте). При этом контент на YouTube-канале и в Телеграм у Расула разный, что, несомненно, является плюсом.
Подводя итог, следует отметить, что исламский сегмент русскоязычного Интернета за два десятилетия прошел сложный путь, став неотъемлемой частью как жизни российских мусульман, так и немусульманского большинства: ведь те же самые исламские интернет-ресурсы смотрят не только сами мусульмане, но и немусульмане, чтобы получить информацию о мусульманах. На этом пути кого-то уже нет, кто-то потерял свое прежнее влияние, пусть и продолжая еще функционировать, а кто-то, заняв свою нишу, явно делает успехи, оставаясь востребованным источником информации об исламе. Последние три года активно стал развиваться исламский сегмент русскоязычного Telegram. Мы уже предлагали свою подборку каналов, которые пока осваивают эту нишу: очевидно, что мессенджеры – это то пространство, где будет и дальше развиваться исламский информационно-аналитический контент.
Комментарии (1)
Региональный долгожитель, новости мусульман Ульяновской области https://islam73.ru, работает с 2009 года