Раскол уммы Дагестана: начало расширения ДУМ РФ на Северный Кавказ
- Россия
- 27.Сен ‘21
- 0
- 443
- 0
6 сентября 2021 года муфтий ДУМ РФ Равиль Гайнутдин своим указом утвердил Сагидгусейна Гусейнова председателем Центральной мечети г. Кизляра.
Этому предшествовало решение общины мечети перейти в юрисдикцию ДУМ РФ.
Таким образом, на наших глазах произошел организационный раскол единой мусульманской уммы Дагестана, которая до этого управлялась Муфтиятом РД.
События, которые произошли в августе этого года в Цумадинском районе Дагестана, когда прихожанами одной из мечетей села Агвали был смещен со своего поста поставленный Муфтиятом РД имам Рамазан Исаев, а вместо него был избран другой, показали, что бытовавшее до этого представление о монополии на духовную власть со стороны муфтия Ахмада Абдуллаева далеко от реальности.
Более того, никто не может дать гарантии, что и другие мечети не последуют примеру Кизляра, тем более, что стремление ДУМ РФ создать в каждом из регионов страны свое региональное духовное управление распространяется и на Северный Кавказ.
По российскому законодательству для создания централизованной религиозной организации достаточно трех зарегистрированных общин, которые на учредительном собрании создают свое ДУМ, после чего могут либо существовать полностью автономно, либо войти в юрисдикцию другого крупного муфтията.
Если еще 2 мечети на территории Дагестана перейдут в подчинение Равиля Гайнутдина, то в регионе будут образовано ДУМ Республики Дагестан в юрисдикции ДУМ РФ.
Данная схема доказала свою работоспособность в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, где ДУМ РФ создало свои региональные управления. Вполне вероятно, что и в Дагестане можно найти имамов, не желающих подчиняться Ахмаду Абдуллаеву, особенно среди тех, кто не является мюридом его суфийского тариката.
Соответственно, все те, кто не является суфиями на Северном Кавказе, могут безболезненно уйти в юрисдикцию муфтия Гайнутдина, получив тем самым легальный статус и обезопасив свою мечеть от контроля и вмешательства со стороны традиционных муфтиятов.
Еще в декабре 2020 года Равиль Гайнутдин назначил на должность представителя ДУМ РФ в Северо-Кавказском федеральном округе уроженца Махачкалы Рашида Акказиева, о чем мы подробно писали ранее.
Последний хоть и постоянно проживает в Москве, но по должности в обязательном порядке выезжает на Северный Кавказ, где, как говорят источники, не только прощупывает почву на предмет того, кто готов перейти в юрисдикцию ДУМ РФ, но и налаживает тесные контакты со всеми, кто недоволен местными муфтиями в республиках Северного Кавказа и готов выйти из их подчинения.
Напомним, что ранее в Совет муфтиев России, руководимый Равилем Гайнутдином, входил лишь один кавказский муфтият — ДУМ Северной Осетии и это был единственный случай, когда северокавказский муфтият был в юрисдикции «татарского» исламской организации.
И если раньше существовало неофициальное соглашение между «татарскими» и «кавказскими» муфтиями о разделении сфер влияния, то сейчас этот принцип фактически нарушается, причем не только со стороны ДУМ РФ, но и со стороны Ахмада Абдуллаева: так, в составе ДУМ Азиатской части России создан Муфтият Дальнего Востока с центром в Хабаровске, где руководящие должности занимают преимущественно его мюриды (да и в целом география ДУМ АЧР давно вышла за пределы собственно «азиатской части» России).
Действия ДУМ РФ на Северном Кавказе уже вызвали возмущения со стороны Координационного центра мусульман Северного Кавказа, чей председатель Исмаил Бердиев направил соответствующее обращение не только в ДУМ РФ, но генпрокурору Чайке (хотя с формальной точки зрения законодательства все действия Равиля Гайнутдина абсолютно легальны).
Однако пока что никакой реакции ни со стороны ДУМ РФ, ни со стороны органов власти не последовало.
Комментарии (0)