Чем обернется выпад Гайнутдина против Самигуллина?
- ДУМ РФ
- 10.Апр ‘21
- 4.33
- 610
- 0
В преддверии выборов муфтия Татарстана 12 апреля 2021 года председатель ДУМ РФ Равиль Гайнутдин публично выступил с обращением в адрес президента Татарстана Рустама Минниханова с открытой критикой муфтия РТ Камиля Самигуллина. В нем он повторяет критику по поводу изданного под редакцией Самигуллина одного из комментариев в татароязычной версии тафсира Корана «Калям Шариф», о чем мы подробно сообщали ранее. Также Гайнутдин заявил, что Самигуллин принадлежит к «маргинальной турецкой секте «Исмаил ага», фактически призвал к ревизии и цензурированию книжной продукции издательства «Хузур», созданного муфтием Татарстана в 2013 году, а далее припугнул перспективами повторения в Татарстане «ситуации с салафитско-суфийским непримиримым противостоянием по образцу ряда республик Северного Кавказа».
Несмотря на то, что текст обращения написан с максимально подчеркнутым уважением по отношению к Минниханову, между строк читается желание указать президенту РТ на его собственные ошибки в управлении республикой: «привнесение чуждых идеологий и традиций для татарского народа, равно как и для стабильности России, будет губительно» и «мне искренне жаль, что несмотря на множество мусульманских учебных заведений, во всей республике на нашлось грамотного религиозного деятеля на пост председателя ДУМ Республики Татарстан».
Подлинные причины подобного обращения Гайнутдина, как указывают многие наблюдатели, кроятся в желании председателя ДУМ РФ замкнуть на себя часть денежных траншей, предусмотренных на празднование на государственном уровне 1100-летия принятия ислама в Волжской Булгарии в 2022 году. Соответствующий указ президента России вступил в силу, а ответственными исполнителями за это выступают премьер-министр Мишустин и президент Татарстана Минниханов. Основные торжества пройдут в Татарстане в г. Болгаре, соответственно, бенефициарием этих мероприятий будет ДУМ Татарстана. Учитывая, что именно Гайнутдин попросил Путина поддержать празднование юбилея, на что тот ответил положительным согласием, Равиль хазрат полагает, что раз это его идея, то и определенную выгоду от ее реализации должен получить также он. Однако прошедшая в марте встреча Гайнутдина с Миннихановым в Казани явно не дала никаких надежд на это. Ощущая, что федеральное финансирование проекта юбилея пройдут мимо него, Гайнутдин и решил своим обращением мягко пошантажировать Минниханова, попутно раскритиковав Самигуллина, рассчитывая, тем самым, оттеснить последнего от положения главного выгодополучателя предстоящего празднования.
Однако расчет Гайнутдина явно не возымел действия. Наоборот, ему тут же припомнили, что еще в 2010 году он получал предостережения от Прокуратуры Москвы за покровительство членам турецкой организации «Нурджулар» (запрещенной в России экстремистской организации). Чем не «маргинальная турецкая секта?
Примечательно, что Равиля Гайнутдина не поддержал никто из российских муфтиев. Наоборот, она породила волну критики и язвительных высказываний в адрес самого председателя ДУМ РФ. Так, глава ДУМ Азиатской части России Нафигулла Аширов прямо указал, что Гайнутдин своим обращением преследует корыстные интересы, поскольку, что на юбилей «будут выделены немалые федеральные средства» и отдельные духовные управления хотят «“откусить” хороший кусок этого пирога в свою пользу». Более того, Аширов указал на разницу в богословской подготовленности Гайнутдина и Самигуллина: «Сегодня большинство тех людей, которые занимаются критикой, если их посадить напротив Камиля хазрата и инициировать диалог о знании основ религиозных наук, думаю, многие из них постараются избежать подобной встречи, потому что не имеют достаточных знаний. Глубокие познания в исламских науках – это то, что отличает Камиля хазрата от многих других».
Муфтий Башкортостана Айнур Биргалин заметил, что «зачастую те, кто других обвиняют, сами тиражируют книги и выпускают материалы не совсем классических взглядов и авторов», добавив, что Самигуллина «сектантом назвать не может».
Муфтий ДСМР Альбир Крганов удивился тому, что Гайнутдин обращается в своем письме к светскому руководителю, как будто он может вмешиваться в деятельность религиозных организаций и назначать кого-то их председателем: «Избрание Камиля хазрата — это выражение воли мусульман республики, и никто из руководства РТ не навязывает другой кандидатуры».
Весьма любопытно, что даже портал «Голос ислама», оппозиционно настроенный по отношению к официальному исламскому духовенству в России и критичный к суфизму, открыто назвал обращение Равиля Гайнутдина доносом.
Любопытно, что ближайшее окружение Гайнутдина очень вяло солидаризировалось со своим начальником. Лишь его первый заместитель Дамир Мухетдинов призвал «мусульман Волго-Уральского региона оставаться в рамках татарского религиозно-богословского наследия во избежание развития ситуации по так называемому кавказскому сценарию». Но звучало это очень натянуто. Другие статусные администраторы ДУМ РФ, судя по их страницам в соцсетях, предпочли никак не высказываться на выпад своего муфтия, делая вид, что ничего не произошло. Видно, что им не хочется лезть на амбразуру вслед за своим начальником, дабы самим не столкнуться с подобной волной критики в свой адрес.
Сам муфтий Татарстана Камиль Самигуллин в интервью указал на то, что Гайнутдин стремится «приватизировать право вещать от всех мусульман России, но это далеко не отражает реалий сегодняшнего дня».
На наш взгляд, главная ошибка Равиля Гайнутдина заключается в том, что он выступил с таким обращением от своего имени, причем сделал это к тому же публично. По правилам аппаратной игры, Гайнутдину было бы выгодно, чтобы с открытой критикой Самигуллина выступил бы не он сам, а кто-то другой. Это необязательно мог быть кто-то из его заместителей (хотя и так можно было бы сделать, тем более вряд ли бы от этого отказался Дамир Мухетдинов), попросить можно было кого-нибудь из «говорящих голов» и прочих лидеров общественного мнения, близких к ДУМ РФ, а самому Равилю хазрату оставаться в тени и быть над схваткой. В такой ситуации всегда можно было бы ретироваться и сказать, что это не его мнение, и даже не мнение ДУМ РФ, а позиция частного лица. Сейчас же Гайнутдин сам себя загнал в угол: во-первых, как не крути, но это обращение напоминает форму доноса и скрытого шантажа Минниханова, поскольку выходит, что президент Татарстана вот уже 8 лет как не следит за тем, что творится в муфтияте, который находится на подведомственной ему территории; во-вторых, даже те, кто недолюбливают Самигуллина в Татарстане, не могут открыто солидаризироваться с Гайнутдином, поскольку получиться, что они поддерживают нечестную игру и доносительство; в-третьих, если раньше отношения между ДУМ РТ и ДУМ РФ были натянутыми, но все же сохраняли какую-то видимость пиетета, то теперь речь идет о разрыве отношений. Причем инициировал это сам глава ДУМ РФ.
Наконец, эта ситуация пошатнула перспективы Равиль-хазрата сохранить хоть какое-то влияние на три исламских вуза в Татарстане – Российский исламский институт в Казани, Казанский исламский институт и Болгарскую исламскую академию – отныне под серьезным вопросом. Напомним, что в РИИ три учредителя – ДУМ Татарстана, Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан и Совет муфтиев России. Учитывая, что последний де-факто перестал функционировать, то убрать СМР из состава учредителей РИИ Самигуллину не составит труда, если он проявит настойчивость. В КИИ учредителей всего два – ДУМ Татарстана и Совет муфтиев России. Однако и тут Самигуллин может постараться удалить «мертвый» СМР из учредителей. В БИА учредителей тоже три – ЦДУМ, ДУМ Татарстана и ДУМ РФ. Но в случае с БИА осуществить удаление ДУМ РФ будет несколько сложнее, поскольку исламская академия считается федеральным проектом, курируемом из Администрации Президента. Но вот потерять РИИ и КИИ Гайнутдин имеет все шансы, поскольку оба вуза не имеют федерального подчинения, из Кремля их не контролируют, а у их ректора Рафика Мухаметшина давно чешутся руки стать полностью независимым от команды московского шейха, со стороны которой периодически исходят недружественные действия. Учитывая все это, Мухаметшин, который, к слову, является заместителем Самигуллина по ДУМ РТ, может точно также быть заинтересован в изменении состава учредителей у двух возглавляемых им вузов.
В сухом остатке Равиль Гайнутдин своим обращением не только не добьется той цели, ради которой, собственно говоря, и был затеян этот публичный выпад (а именно получения части денег от федерального транша на юбилейные торжества в Болгаре в 2022 году), но и закроет себе доступ в Татарстан, превратившись в регионе в персону нон-грата. Никто из российских муфтиев не поддержал его выпад, наоборот, некоторые его открыто осудили, и даже окружение Равиль хазрата предпочитает деликатно молчать, тем самым, невольно дистанцируясь от его высказываний. Непонятно, как Гайнутдин будет дальше участвовать в каких-то совместных мероприятиях с Самигуллиным (например, во встречах президента России с мусульманскими духовными лидерами), и как в таком неудобном положении можно будет продолжать называть себя «духовным лидером российских мусульман».
Комментарии (0)