Мусульмане в конфликте на Украине
- 17.Мар ‘22
- 0
- 1948
- 0
На фоне проходящей спецоперации рассмотрим роль мусульман, участвующих в этом конфликте с обеих сторон.
Присутствие мусульман в рядах российской армии на Украине стало заметно буквально с первых дней войны, тем более что они сами это подчеркивали. Фото и видео-съемки молящихся на намазе бойцов спецподразделений Росгвардии из Чечни стали активно распространяться по Интернету. К тому же глава Чечни Рамзан Кадыров на второй день спецоперации организовал в Грозном смотр 12 тысяч чеченских силовиков, готовых отправиться на Украину. Присутствие чеченских военнослужащих на территории Украины, задействованных в районах Киева и Херсона отмечается не только украинскими и зарубежными СМИ, но и не скрывается самим руководством Чечни. Так известно, что на Украине сейчас воюют 141-й специальный моторизированный полк «Север» (командир Магомед Тушаев), батальон «Юг» (командир Хусейн Межидов) и подразделение ОМОН «Ахмат-Грозный» (командир Анзор Бисаев). К слову, сам глава Чечни Рамзан Кадыров 13 марта 2022 года сообщил в своем телеграм-канале о том, что он находится в Гостомеле (поселке городского типа в Киевской области), а депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов находится возле села Безыменное недалеко от Мариуполя. Судя по опубликованным видео, оба руководителя находились среди бойцов чеченского спецназа, которые докладывали им о ходе спецоперации на данном участке. Более того, 28 февраля 2022 года муфтий Чечни Салах Межиев объявил, что чеченские военные, находящиеся на Украине, «находятся на пути Аллаха». Он сравнил чеченских военных со сподвижниками пророка Мухаммада, которые «воевали в составе эфиопской армии против ее противников под командованием христианина».
Кроме чеченцев в рядах российской армии воюют представители и других мусульманских народов, некоторые из которых отдают свои жизни, сражаясь на Украине. Так, старшему лейтенанту, командиру роты ВДВ, уроженцу Дагестана Нурмагомеду Гаджимагомедову 3 марта 2022 года президент России Владимир Путин одному из первых российских военнослужащих, участвовавших в военной операции на Украине, присвоил звание Героя России посмертно «за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга». Оказавшись 24 февраля 2022 года в окружении превышающих по численности сил противника раненным, он подорвал себя гранатой вместе с окружившими его солдатами ВСУ. Кроме него, известно о героически погибших сержанте из Татарстана Ильнуре Сибгатуллине и гранатометчике Ниле Муслимове из Башкортостана.
Участие украинских мусульман на стороне Киева также обозначилось достаточно быстро. Во-первых, о себе заявили уже имевшиеся воинские подразделения, созданные еще в рамках «антитеррористической операции» (АТО), проводимой Киевом с 14 апреля 2014 года, и сформированные из числа мусульман. В первую очередь, речь идет о батальоне «Крым» под командованием крымскотатарского деятеля Исы Акаева. После воссоединения Крымского полуострова с Россией весной 2014 года, Акаев, в тот период мелкий предприниматель, как и некоторые другие крымские татары, предпочел перебраться на территорию Украины. Из их среды и был сформирован батальон «Крым», который и возглавил Акаев. С началом спецоперации России на Украине Акаев обратился к российским мусульманам с призывом вступать в ряды добровольческих подразделений на стороне Киева. Среди других подразделений, созданных мусульманскими эмигрантами и появившихся на Украине в период войны на Донбассе, можно назвать батальон им. Джохара Дудаева (создан был в Дании, принимал участие в военных действиях против ДНР в 2014-2015 гг.) и батальон им. шейха Мансура (аналогично был создан в Дании из представителей чеченской диаспоры, участвовал в войне на Донбассе в 2014-2015 гг.). Руководит последним Муслим Чеберлоевский — участник двух чеченских войн на стороне боевиков, сторонник «независимой Ичкерии», в 2007 году покинул Россию и перебрался в Европу, пока в 2014 году в составе группы т.н. «евроичкерийцев» не создал батальон им. шейха Мансура и принимал участие в войне на Донбассе на стороне Киева; в 2019 году формирование было по факту распустилось как боевая единица, а все вооружение было сдано ВСУ. После начала российской спецоперации Чеберлоевский заявил о готовности воевать против российских войск и возрождении своего батальона.
Во-вторых, вовлечением мусульман в ряды добровольческих подразделений на стороне Киева занялся украинский общественно-политический деятель Дмитрий Корчинский, который объявил о создании Христианско-мусульманского батальона «Братство» (одноименное с его маргинальной политической партией «Братство»). При этом со стороны Корчинского звучат призывы к тому, чтобы и российские мусульмане «поднимались на восстание в тылу» под тем предлогом, что якобы сейчас российские силовики в своей массе заняты участием в военной спецоперации на Украине. Эти безумные мечты украинских националистов были подхвачены муфтием ДУМ Украины «Умма» Саидом (Сергеем) Исмагиловым, призвавшего российских мусульман «пока все войска стянуты в Украине, начинать освободительную войну». Здесь Исмагилов оказался неоригинальным: ранее с воззванием к российским мусульманам обратился киевский муфтий Крыма Айдер Рустемов. Однако никакого отклика среди российских мусульман (даже находящихся в политической оппозиции) подобные призывы со стороны украинских деятелей не получили.
Любопытно, что эмигрировавшие из России салафитские проповедники по-разному отнеслись к перспективе участия мусульман в конфликте на Украине. Так, бывший кадий «Имарата Кавказ» (запрещенной в России террористической организации) Абдуллах Костекский (Магомедов), хоть и не скрывал своего сочувствия украинской стороне, призвал как украинских, так и российских мусульман не участвовать в конфликте на Украине, объяснив, что данные действия не имеют отношения к «джихаду», а потому мусульманам следует воздерживаться от участия в конфликте «на стороне тагута». Другой известный ваххабитский проповедник из Дагестана Абу Умар Саситлинский (Исраил Ахмеднабиев) первоначально также выступал за максимальный нейтралитет мусульман с обеих сторон («Воевать против одной тагутской страны ради другой тагутской страны, — в исламе это запрещено»), однако в дальнейшем он быстро переобулся и уже стал выступать открыто в поддержку Украины, вынеся «такфир» мусульманам, воюющим в рядах российской армии, а украинских мусульман призвал воевать на стороне своего киевского правительства, назвав это «джихадом», а погибших украинских мусульман и тех, кто погибнет в будущем, автоматически признал «шахидами». Перемена во взглядах Саситлинского во многом связана с изданной фетвой популярного среди ваххабитов иорданского проповедника Абу Катады аль-Филистини, живущего в Великобритании, призвавшего мусульман воевать на Украине на стороне Киева, потому что «нет у ислама и мусульман большего врага, чем Россия».
О позиции российского мусульманского духовенства с началом военной спецоперации России на Украине мы уже подробно рассказывали здесь. Общим для всех российских муфтиев является солидарность со своей страной и полная поддержка действий российской армии на Украине. К сказанному можно только добавить слова муфтия ДСМР Альбира Крганова, который подчеркнул, что в период испытаний «мусульмане должны желать победы своему Отечеству и помогать ее достижению».
11 марта 2022 года президент России Владимир Путин одобрил предложение министра обороны РФ Сергея Шойгу о привлечении 16 тысяч добровольцев из Сирии и Ливии, готовых принять участие в операции на Донбассе. Украина в состоянии рассчитывать лишь на представителей диаспор мусульманских народов России из стран Европы, часть из которых представляют собой политических эмигрантов, однако пока речь идет лишь о моральной поддержке (активно в мусульманском сегменте русскоязычной части Интернете лоббируют интересы Киева политэмигранты – бывший лидер Национальной организации русских мусульман Харун (Вадим) Сидоров и портал «Голос ислама» Хамзы (Дмитрия) Черноморченко): эмигрантов из российских мусульман, желающих лично отправиться на Украину и отдать свою жизнь за киевский режим, по факту крайне немного.
Таким образом, исламский фактор активно проявляется в ходе военной спецоперации на Украине, и мусульмане России и Украины вовлекаются в боевые действия с обеих сторон. Очевидно, что в рядах российской армии численность мусульман-военнослужащих значительно больше, чем на украинской стороне, а призывы к сепаратизму российских мусульман со стороны радикальных религиозных деятелей Украины не находят откликов внутри России. Однако независимо от такой расстановки сил на сегодняшний день, очевидно то, что по мере затягивания конфликта на Украине роль исламского фактора будет все больше усиливаться.
Комментарии (0)