Стратегия развития башкирского народа оказалась более секулярной, чем татарская
- Россия
- 12.Фев ‘21
- 0
- 409
- 0
25 декабря 2020 года исполкомом Всемирного курултая башкир была принята «Стратегия развития башкирского народа на 2021-2031 гг.». Документ был разработан группой ученых из Академии наук Республики Башкортостан под руководством доктора исторических наук Айтугана Акманова. 28-страничный текст документа представляет собой краткий экскурс в историю башкир, описание их современного положения, проблем этнической идентичности, вопросов сохранения национального языка, целей, принципов, задач и механизмов реализации «Стратегии».
Авторы «Стратегии» признают, что башкиры в численном большинстве остаются сельским этносом: в городах проживает только 46% от их числа. Отдельно прописывается момент о т.н. северо-западном диалекте башкирского языка, которым по факту является татарский язык. Дело в том, что на северо-западе Башкортостана компактно проживает татарское население, которое башкирские стратеги считают этническими башкирами. Тем более, некоторые аналитики отмечали, что в ходе последних переписей населения 1989, 2002 и 2010 гг. на местное население производилось давление с целью записывания татар Башкортостана башкирами, чтобы увеличить численность титульного этноса в регионе.
«Курс на консолидацию башкирского народа подразумевает верховенство национальной идентичности: каждый гражданин, осознающий себя башкиром, каким бы диалектом башкирского языка он ни пользовался и на каком бы уровне ни владел литературным башкирским языком, обладает неотъемлемым правом сохранять и развивать свою башкирскую национальную идентичность», — значится в «Стратегии», что фактически означает, что любой, даже не башкир по происхождению (необязательно татарин, это может быть и русский), может объявить себя башкиром и таковым признаваться. При этом религиозный аспект в развитии башкир практически совершенно нигде в тексте не обозначен, а духовенство или ДУМ Башкортостана не обозначены как акторы этого процесса (ислам упоминается лишь вскользь). В этой связи «Стратегия развития башкирского народа» выглядит абсолютно секулярным программным текстом.
Любопытно, что 30 августа 2020 года в Казани Всемирным конгрессом татар был принят похожий 10-страничный документ «Татары: стратегия действия», о чем мы подробно писали здесь. Однако в татарской «Стратегии» религиозный фактор обозначен более определенно, а ислам четко рассматривается как духовный фундамент татарского этноса, при это оговаривается, что есть часть народа, которая исповедует православие. Речь идет о кряшенах – самобытном православном тюркском этносе, которого в Татарстане местные власти считают частью татарского народа, с чем сами кряшены категорически не согласны.
Важно понимать, что ни Стратегия развития татар, ни Стратегия развития башкир не обладают юридической силой, не являются какой-то государственной программой, ни даже региональным законодательным актом, который обязателен для исполнения. Разница между двумя «Стратегиями» в том, что «башкирская» выглядит более подробной, не носит анонимный характер и больше напоминает план действий, в отличие от «татарской», которая не только по объему меньше, но не указаны ее авторы (хотя в СМИ упоминалось, что ее готовили в Академии наук Татарстана и Казанском кремле) и не имеет ответа о том, как ее планируют реализовывать. Также подчеркнем, что башкирская «Стратегия» более секулярна, для национально осознанной интеллигенции Башкортостана ислам не является ключевым фактором для развития этноса, в то время как авторы татарской «Стратегии» четко обозначили, что «огромную роль в деле сплочения нации, в сохранении и развитии языка, культуры и традиций сыграл ислам, добровольно принятый предками татар в качестве государственной религии в 922 году».
Комментарии (0)