Суфии против суфиев

  • Россия
  • 21.Апр ‘20
  • 0
  • 1104
  • 0
Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Давайте отвлечемся от 👑 и поговорим о том, чему никакая пандемия не помеха: внутри-религиозные интриги и расколы. На этот раз, у мусульман.

В России главная линия внутреннего конфликта среди мусульман традиционно проходит по линии суфизм vs «салафизм» (как реальный, так и условный, выраженный в идеологии «чистого ислама без нововведений»). Однако сейчас мусульманская умма Марий Эл стоит перед угрозой раскола из-за противостояния суфийских общин.

Все началось со снятия двух имамов в поселках Красногорский и Мочалище в Республике Марий Эл, мечети в этих поселках входят в Региональное Духовное управление мусульман ЦДУМ. Имамы Фарид Шагеев из пос. Красногорский и Рафаэль Сафин из пос. Мочалище обвинены в связях с суфийским джамаатом «Сулейманджилар» из Турции. По словам руководителя Регионального ДУМ муфтия Фануса Салимгареева, который отстранил имамов от службы: «Данная секта (Сулейманджилар) относится к неортодоксальному исламу, искаженная и запрещенная. Адепты секты навязывают искаженную идеологию для использования молодежи в террористических организациях, таких как «Братья мусульмане» и «Хизб ут-Тахрир»».

До этого Салимгареев успешно выдавил из Марий Эл второго имама все той же мечети в Красногорском Амира Миннемуллина, члена суфийского джамаата «Исмаил ага», который пытался расширить влияние этого ордена на территории республики.

А самое интересное в том, что Салимгареев сам является суфием, только принадлежит к братству «Хусайния» 89-летнего татарского шейха Ришата Мусина, живущего в деревне Старое Чурилино Арского района Татарстана. И джамаат «Хусайния» (к которому принадлежит Салимгареев), и «Сулейманджилар» (Шагеев, Сафин), и «Исмаил ага» (Миннемуллин) принадлежат одному Накшбандийскому тарикату. Отличие между ними заключается в том, что шейх «Хусайния» живет в России, в то время как лидеры «Сулейманджилар» и «Исмаил ага» — в Турции.

Свободная деятельность на своей территории других суфийских групп вызывает озабоченность у марийского муфтия, который явно стремится поддерживать духовную однородность. Поэтому Салимгареев обвиняет братство «Сулейманджилар» в связях с запрещенными в РФ «Братьями мусульманами» и «Хизб ут-Тахрир». Эти обвинения для местных силовиков – как красная тряпка для быка, а профессиональных религиоведов, способных дать объективную оценку подобных обвинений, вероятно, нет.

Понимая это, отстраненные имамы Шагеев и Сафин подумывают о том, чтобы вывести свои приходы из подчинения ЦДУМ и создать свой собственный муфтият (ха-ха, классика). Для этого им нужен третий приход, чтобы на основе трёх приходов создать независимую централизованную религиозную организацию. Сейчас в марийском поселке Суслонгере идёт строительство мечети, и Сафин с Шагеевым не исключают возможности перетянуть приход на себя. Хотя обвинения (пусть даже надуманные) в связях с запрещенными в России организациями могут стать серьезным препятствием для осуществления этого проекта.

Во всей этой ещё пока незавершенной истории любопытно то, что организационный раскол происходит не по линии противостояния между суфиями и ваххабитами / салафитами, а внутри одного суфийского тариката Накшбандия, ветвями которого являются и «Сулейманджилар», и «Исмаил ага», и «Хусайния».

Оценить
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Комментарии (0)

Добавить комментарий