Власти и церковь в условиях коронавируса
- коронавирус
- 26.Мар ‘20
- 0
- 1496
- 0
Югорский губернатор vs. РПЦ
22 марта стало известно, что губернатор ХМАО Н.В. Комарова распорядилась закрыть на территории региона религиозные учреждения, в том числе храмы РПЦ. С одной стороны, шаг ожидаемый, так как в ряде европейских стран эта мера уже действует, а с другой – учитывая российские реалии, этот шаг может стать политическим самоубийством губернатора Югры. В этом контексте порассуждаем, что же может стоять за этой инициативой.
Итак, вырисовывается три версии:
Версия 1: в рамках борьбы с короновирусом на уровне Администрации Президента принято решение о приостановлении работы религиозных учреждений, в том числе, и православных храмов. Но с ходу на федеральный уровень такое решение вынести никто не осмелился, поэтому в качестве пилотного проекта решили обкатать на Югре. В зависимости от реакции местного населения и религиозного сообщества будет принято окончательное решение о применении этой практики и в других субъектах или отказа от нее. Не забываем, что кроме покладистых православных существуют регионы с мусульманским большинством, которые могут стать очагом сопротивления против инициативы властей по закрытию религиозных учреждений.
Версия 2: ХМАО является одним из регионов тюменской матрешки. Ее губернаторов относят к собянинскому поясу влияния. Собственно, версия строится на несбывшемся ожидании московского градоначальника занять кресло премьер-министра страны в январе 2020 года. Теперь у мэра имеются основания для недружественных действий по отношению к федеральному правительству. Московскому градоначальнику уже неоднократно приписывали некоторые шаги, которые в дальней перспективе могли бы оказать негативное влияние на обстановку в стране. Одним из таких шагов можно воспринимать и указание Н.В. Комаровой о закрытии религиозных учреждений на карантин. Так как при закрытии храмов лояльное православное общество может превратиться в радикальную оппозицию. А последствия от этого могут оказать на политическую обстановку в стране более негативное влияние чем коронавирус.
Версия 3: предложение о закрытии религиозных учреждений губернатору Комаровой было направлено одним из блоков Администрации Президента, целью которого является окончательная дискредитация патриарха Кирилла. Не секрет, что в ряде подразделений Администрации фигура патриарха вызывает отрицательную реакцию. А на фоне волны заявлений рупоров Патриархии, которые в один голос заявляют о том, что РПЦ не будет ограничивать для прихожан доступ в храмы, так как приняты и так уже беспрецедентные меры, негатив на Старой площади только множится, так как вопрос затрагивает сферу безопасности страны. Отсюда можно предположить, что закрытие храмов — это генеральный тест. Если РПЦ прогнётся и епископат на местах прекратит богослужения, то авторитет патриарха окончательно рухнет в глазах верующих. А если храмы продолжать действовать в обычном режиме, то на самом верху это будет представлено как акт неповиновения и проявление нелояльности. А из этого могут последовать и оргвыводы.
23 марта 19:25 — На сайте mos.ru публикуется указ мэра С.С. Собянина (точнее, поправки к более раннему указу) о самоизоляции лиц из группы риска (65+ и страдающие хроническими заболеваниями по списку).
23 марта 21:12 — на сайте Епархии Города Москвы публикуется циркулярное письмо первого викария Дионисия Порубая в котором церковным лидерам предписывается благословить лиц из то же категории сидеть дома и не приходить на службы до 10 апреля.
Духовное управление мусульман и Епархиальная курия РКЦ отменили публичные богослужения в городе еще раньше. Церковь «Слово жизни» (входит в РОСХВЕ) уже перешла в онлайн, но на всякий случай после поправок к указу мэра дала еще отдельное разъяснение про «старшее поколение».
ЛДПР призывает РПЦ закрыть храмы
24 марта пресс-служба ЛДПР издала заявление: «ЛДПР призывает Русскую православную церковь приостановить все массовые мероприятия, службы и молебны до окончания пандемии коронавируса. … Мы рады, что многие конфессии уже пошли навстречу властям и соблюдают условия карантина: прекратили все службы в своих храмах. Хотелось бы, чтобы так поступили и православные. … мы призываем руководство РПЦ пойти по тому же пути, что и мусульмане, католики и другие конфессии».
В связи с этим вспомните старую поговорку: что у ****** на уме, то у Жириновского на языке.
Власти работают с РПЦ по теме запрета служб на уровне регионов. РПЦ сопротивляется.
Кейс Югры оказался первой ласточкой продавливания запрета богослужений и в других субъектах. Вопрос с федеральной повестки перешёл в региональную. Продавить трёх епископов легче, чем Синод в Москве.
Митрополиты, оказавшиеся меж двух огней, обращаются к высшей церковной власти за разъяснениями. А эта власть даёт ответы в лице Управделами митрополита Дионисия, который в нынешней ситуации все больше похож на заместителя Патриарха в самом прямом смысле слова.
Коротко: МП согласна на «ограничение доступа в храмы для присутствия за богослужениями» только тогда, когда это коснётся кафе и магазинов.
И готова поддерживать из центра тех региональных митрополитов, которые окажутся не в силах удержать эту позицию в переговорах с губернаторами.
Комментарии (0)